Искусство XIX века В поисках новой картины мира.Презентацию подготовила Старосельская Е. А.ГОУ «Тутти», СПб. В презентации использованы материалы интернет-ресурсов: http://www.prosv.ru/ebooks/yudovskaya_istoriya_8/index.htm http://gallerix.ru/album/Hermitage http://www.bibliotekar.ru/index.htm http://smallbay.ru/article/history.html http://impressionnisme.narod.ru/ http://www.posterlux.ru/styles/thumbs http://kulturamira.ru/ http://artiques.ru/
план«Огненные кисти романтиков»Реалистические традиции в изобразительном искусстве.Борьба с салонным искусством. «Салон отверженных». Импрессионизм.«Остановись мгновенье»: выдающиеся мастера импрессионизма.Постимпрессионизм. Общее и различное в творчестве постимпрессионистов.
«Огненные кисти романтиков»
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Весна. 1786г.Гобелен (фр. gobelin) иначе шпалера — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.
Гойя. Портрет семьи Карлоса IV.1808 г.
Во время войны между Наполеоновской империей и Испанией, Гойя занимал должность первого живописца двора и продолжал писать портреты испанский и французских вельмож. Впервые гравюры были опубликованы спустя 35 лет после его смерти. Только тогда стало возможным опубликовать работы, критикующие и французов, и испанских монархов.«Бедствия войны», название под которым серия из 82 гравюр , созданных в период между 1810 и 1820 годами известна в настоящее время, было предложено не Гойей. Собственноручно сделанная подпись на альбоме, данном другу, гласила «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос» Гравюры были изготовлены методом глубокой печати. Как и другие гравюры Гойи, их иногда называют офортами, иногда акватинтами. Серию обычно делят на три группы условно по времени создания. Первый 47 изображают отдельные сцены войны и показывают последствия войны на отдельных солдат и граждан. Гравюры с 48 по 64 отражают последствия голода, обрушившегося на Мадрид в 1811—1812 годах. Последние 17 гравюр отражают разочарование либерально настроенной части населения, вызванное политикой Бурбонов — отменой Конституции 1812 года и противодействием реформам.
Жерико. Плот «Медузы».1818-1819 гг.
Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 г.
Реалистические традиции в изобразительном искусстве.Оноре Домье(1808–1879)Гюстав Курбе(1819-1877)Жан Милле(1832 - 1883)
Оноре Домье Серия «Скоморохи». Дружеский шарж на Виктора Гюго и Гектора Берлиоза.Убийство на улице Транснонен. 1834г. Гаргантюа. 1831г.Законодательное чрево. 1834г.Дон Кихот. 1868Вагон третьего класса. 1863 г.
ГЮСТАВ КУРБЕПослеобеденный отдых в Орнане. 1849Дробильщики камней. 1850Веяльщицы. 1855Тенистый ручей. 1865
Жан Милле.Человек с мотыгой. 1862 г.Пряха. 1869 г.Анжелюс. 1859 г.Портрет Полины Оно. 1841 г.Сборщицы колосьев. 1857г.
Борьба с салонным искусством. «Салон отверженных». Салонное искусство (от Салонов - официальных художественных выставок, проводимых во Франции) - консервативное направление в искусстве Европы и Америки XIX-ХХ вв., опирающееся в основном на нормы академизма и позднего классицизма. Представители этого искусства пользовались также некоторыми приемами романтизма, а затем реализма и натурализма, но воспринимали только их внешнюю сторону, не проникая в суть художественного метода. Характерные черты этих произведений: эффектная красивость композиции, однозначность содержания, прямолинейная трактовка сюжета, ремесленническая виртуозность исполнения, ориентация на вкус массового зрителя, неприятие нового, коммерциализация искусства. Презентация своих работ на Парижском салоне и получение положительных откликов в прессе, и тем более быть отмеченным премией, были для художников важным шагом к финансовому успеху и благополучию. Отвергнутые работы не находили покупателя. Узнав о многочисленных жалобах на систему отбора, Наполеон III распорядился открыть выставку, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри Парижского салона. Неофициально новую выставку окрестили Салоном Отверженных. Она открылась 17 мая 1863 г. в пристройке ко дворцу, украшенной столь же пышно, что и Салон. Успех выставки был сногсшибательным: в первый день было 10 тысяч посетителей, и число не снижалось, притом, что собственно в Салон заходили куда меньше.
«Салон отверженных»Эдуар Мане. Завтрак на траве. 1863 г.Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 г.
«Остановись мгновенье» Импрессионизм.
Художественное кредо Э.Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 г. Под непосредственным впечатлением от этого события семнадцатилетний парижанин из буржуазной семьи бежал из дома и нанялся матросом на морское парусное судно. В дальнейшем путешествовал мало и почти всю свою жизнь провел в неустанной работе в своей мастерской.
Сожалею, что ты здесь не появишься до закрытия выставки Моне; его Соборы разойдутся в разные стороны, а их нужно смотреть в единстве. У молодежи картины вызывают много споров, равно как и у почитателей Моне. Меня потрясло такое необычайное мастерство. По моему мнению, так передать неуловимые оттенки мог только он и никто другой. Некоторые художники отрицают необходимость таких творческих исканий, однако лично я считаю всякое искание закономерным, когда оно выражено так точно. (Писсарро к сыну Люсьену, Париж, май 1895 )Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень. 1893-1894 ггРуанский собор в солнечном свете. 1894 гРуанский собор, западный портал, пасмурная погода» 1892-1894 гг.
ПЕВЕЦПАРИЖАПИССАРРО(1830-1903). Автопортрет Остров Лакруа, Руан, туман. 1888 г.Бульвар Монмартр зимним утром. 1897 Цветущий фруктовый сад в Понтуазе. 1877Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897 Натюрморт. 1867Бульвар Монмартр ночью 1897
ЖИВОПИСЕЦ СЧАСТЬЯДля меня картина...должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да - красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной". Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 гПьер Огюст РенуарВесенний букет, 1866 Две девочки за фортепиано. 1892 г.Завтрак гребцов. 1881 г.На террасе.1879 г.
Искусство – это обман. Художник становится таковым лишь в определен-ное время благодаря усилию воли. А видят предметы все люди одинаково. ЭДГАР ДЕГАУрок танцев. 1875 г.Рысаки у трибуны. 1868 г.Сцены войны в Средние века. 1865 г.
Постимпрессионизм. Поль Сезанн Анри Матисс (1839 - 1906) (1869-1954) (1848 -1903) (1853 -1890)Поль Гоген Винсент Ван Гог
«Меня привлекают безграничные фантазии природы... природа раскрывается мне постепенно, я продвигаюсь очень медленно - совершенствоваться следует бесконечно.» ПОЛЬ СЕЗАНН Сахарница, груши и синяя чашка. 1866 г.Натюрморт с корзиной яблок. 1894 г.Изгиб дороги. 1906 г.Юная итальянка. 1896 г.
Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть.ПОЛЬ ГОГЕНСказки варваров. 1901 г.Подсолненчники. 1901 г.Таитянские пасторали. 1893 г.Аве, Мария (Иа Орана Мариа) 1891 г.
МАТИССОчертания Нотр-Дам ночью. 1902Красные рыбки. 1911Портрет жены художника. 1905Читающая женщина. 1894.Женщина в шляпе. 1905Окно. 1916Женщина с зонтиком. 1905.
Винсент Ван Гог«Чем больше я размышляю о живописи, тем глубже убеждаюсь, что нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей. Ты возразишь, что лучше держаться подальше и от искусства, и от художников. Это в общем-то верно, но ведь и греки, и французы, и старые голландцы любили искусство, которое неизменно возрождается после неизбежных периодов упадка. Не думаю, что, чураясь искусства и художников, человек делается добродетельнее.» (Винсент Ван Гог)