Импрессионизм в поэзии и живописи
Он в мире грёзы и мечты, Любя игру лучей и тени, Подметил беглые черты Неуловимых ощущений, Неуловимой красоты. И.М. Жемчужников
Импрессионизм (фр. впечатление) - направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине XIX века сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений. Альфред Сислей. Городок Вильнев-ла- Гаренн на Сене. 1872.
Художественные особенности импрессионизма: подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений; неуравновешенность, фрагментарность композиции; неожиданная точка зрения на мир, нетрадиционные ракурсы, срезы фигур; создание впечатления сверкающего солнечного дня; богатство красок в изображении природы; растворение объёмных форм в вибрации света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер; большая эмоциональность, субъективность изображения.
Импрессионизм и становление пейзажной живописи как жанра В последней четверти XIX века художники открыли для себя возможности использования новых живописных техник, в частности технику свободных мазков, и более яркую цветовую палитру. Импрессионисты отказались от академических норм в живописи и сняли все ограничения, касающиеся жанров и форм. Вблизи многие картины импрессионистов превращались в какую-то неразбериху мазков, но именно благодаря этой технике создавалась иллюзия движения, которое раньше отсутствовало в живописи. Техника написания не была скрыта, она видна каждому и выявляет весь процесс работы. Основоположником импрессионизма был французский художник Клод Моне (1840-1926). Уголок сада в Монжероне. 1876-1877.
Моне Клод Оскар - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма. К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Уголок сада в Монжероне. 1876-1877.
Дама в саду (Сент-Адресс). 1867.
Огюст Ренуар Мир картин Ренуара исполнен обаяния и поэзии самой жизни. Он искал её не в воображении, а в беззаботном веселье танцующий, в праздничном оживлении театральных премьер, в ресторанчиках, где коротали время отдыхающие, в щедром цветении летней природы. Он понимал, как быстротечно отпущенное человеку время, и сохранял радостные мгновения, «впечатления жизни. Поэтому его искусство звучит ликующим гимном самому факту земного бытия.
Девушка с веером. 1881 Портреты Ренуара всегда отмечены меткостью индивидуального сходства, мгновенно схваченным и точно зафиксированным душевным состоянием. В них нет глубины или сложности переживания, а есть убедительность характеристики, богатство сверкающих красок, свобода артистичного мазка. Ясный взгляд, нежность лица, естественная грациозность придают его образам праздничность, душевную чистоту. Портрет артистки Жанны Самари. 1878
Камил Коро. Воз сена. Поль Сезан. Большая сосна.
Константин Алексеевич Коровин. Константин Алексеевич Коровин всегда восставал против попыток поместить его живопись в рамки определённого направления. Тем не менее он был первым русским импрессионистом, более того, он явился создателем национального варианта этого международного направления.
В 1883 году молодой художник пишет «Портрет хористки». Это был первый опыт импрессионистической живописи не только в его творчестве, но и в русском искусстве. Эта невзрачная молодая особа, харьковская хористка, видимо, привлекла внимание художника цветом голубого корсажа и жёлтой шляпки на фоне зелёных с рыжими стволами деревьев, освещённых солнцем. Свежие краски, не замутнённые тенями, взятые в полную силу. Голубое, жёлтое, оранжевое, контрасты дополнительных цветов – это напоминает колорит импрессионистов. Портрет хористки. 1883 г.
На юге Франции. 1908 г. К импрессионизму Коровина подводило прежде всего страстное увлечение природой, пережитое им в детстве и сохранившееся на всю жизнь, и ещё – возможность передать свои впечатления в красках.
Поступив в 1875 г. в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, Коровин попал в пейзажный класс Алексея Кондратьевича Саврасова. Его уроки во многом помогли Коровину найти собственную манеру письма, которая была способна выразить обуревавшую его радость жизни, солнца, света. В лодке. 1887 г.
Характерные черты изобразительной манеры Коровина Виртуозность кисти и любование чувственной прелестью мира. Светлые и чистые краски. Ассиметричный характер композиции. Главная задача творчества – очарование зрителя красками, средствами живописи дать наслаждение, подобное тому, какое даёт музыка, поэзия.
Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в воде потонул, Меж двух изгибаясь небес. И в воздухе чутком усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени. – Вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы, - мы на лодке сидели вдвоём, Я смело налёг на весло, Ты молча покорным владела рулём, Нас в лодке как в люльке несло. И детская чёлн направляла рука Туда, где блестя чешуёй, Вдоль сонного берега быстро река Бежала как змей золотой. Уж начали звёзды мелькать в небесах… Не помню, как бросил весло, Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло!
Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы проползли.