Логопедия
Введение в логопедию Предмет, задачи, методы. Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.Логопедия является разделом специальной педагогики - дефектологии. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), педео (обучаю, воспитываю) или воспитание речи.
Предметом логопедии является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушением речи и связанными с ними отклонениями психическом развитии. Формы речи внешняя устная(диалог, монолог)письменнаявнутренняя
Диалогическая речь - психологически наиболее простая естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в обмене репликами.Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника- отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.Отличительными чертами диалога являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействия друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность (в деятельности или при восприятии).
Монологическая речь - последовательное связанное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, для связанности мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств; высокий уровень речевого развития говорящего;
Монологическая речь Описание Повествование(рассказ, сообщение) РассуждениеПисьменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений, она обращена к широкому кругу (людей), лишена ситуативности и предлагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли.
Внутренняя форма речи («про себя») - это беззвучная речь, возникающая когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь характеризуется свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.Развитие речи ребенка может быть представлено в 3 аспектах:развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.овладение словарным запасам и правилами синтаксиса. Начинается 2-3 года и заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи.овладение смысловой стороной речи.
Отклонения в развитии речи отражается на формировании всей психической жизни ребенка: затруднение общения с окружающими; препятствие правильному формированию познавательных процессов; воздействие на эмоционально-волевую сферу; возникновение вторичных отклонений;
Основные задачи логопедии: изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития; определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей; исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психологическое развитие ребенка; разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых нарушений; разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности; организация логопедической помощи.
Метод логопедической науки характеризуется: принципом развития; принципом системного подхода; принципом подхода к речевым нарушениям позицией связи речи с другими сторонами психического развития;
Формы воздействия ВоспитаниеОбучениеАдаптацияКомпенсацияРеабилитацияКоррекция нарушений речи
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: не соответствующий возрасту говорящего; не являющиеся диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; связанными с отклонением в функции психофизиологии механизмов речи; носящими устойчивый характер, не исчезающими, а закрепляющимися; требующие логопедического воздействия по специфике; оказывающее отрицательное воздействие на психическое воздействие ребенка.
Этиология нарушений речи. Выделяют 3 критических периода в развитии речевой функции: 1-2 года - начало речевого развития, основы коммуникации поведения. Критический период 14-18 мес. 3 года - развитие связной речи. Переход от ситуационной речи к контекстной, рассогласованность работы Ц.Н.С. и сосудистой системы(особенности поведения). 6-7 лет - начало развития письменной речи, нагрузка на Ц.Н.С.
Основные причины патологии детской речи: различная внутриутробная патология. родовая травма и асфиксия. заболевания в первые годы жизни ребенка травмы черепа наследственные факторы. неблагоприятные социально-бытовые условия.Раннее выявление детей с отклонениями в развитии проводится в семьях:где уже есть ребенок с тем или иным дефектом;с у/о, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у родителей;где матери перенесли во время беременности острые инфекционные заболевания, тяжелый токсикоз;где есть дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природную асфиксию, травмы в первые месяцы жизни.
Классификация нарушений речи. В основе клинической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. Они имеют свою симптоматику и динамику проявлений: нарушение голоса нарушения темпа речи заикание дислалия ринолалия дизартрия алалия афазия аграфия дисграфия алексия дислексия
Дефекты речи I. Группа: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
I. группа характеризуется нарушением средств общения и в качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи; скудный словарный запас; аграмматизмы; дефекты произношения; дефекты фонемообразования.II. Группа:- нарушения в применении средств общения, в т.ч. заикание. Характеризующее нарушением коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.