Культура здоровья
Состояние здоровья студентов 1 курса БПФ, МФУ, ФФ набор 2003-2006 г.г.
Результаты мониторинга На биолого-почвенном факультете мониторинг здоровья студентов 1 курса показал, что средний темп старения составляет 7.5 лет. Ведущими факторами в отклонении от полного здо-ровья являются: нарушения в физическом развитии, нейроциркуляторная дисто-ния, недостаточное разви-тие легких, начальные при-знаки гастрита, дисбак-териоза, а также отклоне-ния в эндокринной сфере.
Темп старения студентов в процессе обучения
Основные задачи Наука о здоровье не ограничивается одной медициной, она должна быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, физиологии, психологии и других наук. (И.И.Брехман, 1987) Основные задачи научного направления: Разработка представлений о сущности здоровья, методов его количественной оценки, а также прогнозирования его динамики. Формирование "психологии" здоровья, культуры здоровья, мотивации и навыков коррекции образа жизни индивидом в целях укрепления собственного здоровья. Реализация индивидуальных оздоровительных программ, первичная и вторичная профилактика заболеваний, оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
Градации здоровья (Р.М.Баевский)
Полное здоровье Характеризуется оптимальными адаптационными возможностями и высоким функциональным резервом организма. В стадии здоровья работа должна быть направлена на формирование у человека потребности в здоровом образе жизни, как основной предпосылки сохранения и дальнейшего улучшения здоровья. Сфера деятельности валеологов, психологов и педагогов.
Донозологическое состояние Характеризуется недостаточными способностями организма компенсировать внешние воздействия, что приводит к напряжению регуляторных механизмов и повышенным тратам ресурсов на осуществление обычной деятельности. Работа валеологов и психологов должна быть направлена на определение систем, лимитирующих устойчивость организма, на физиологическую и психологическую коррекцию поведения и мотиваций.
Преморбидное состояние Характеризуется изменениями отдельных органов и систем, деятельность которых нарушена, но благодаря механизмам компенсации заболевание не проявляется. Основная работа должна быть направлена на восстановление компенсаторно - приспособительных механизмов как врачебными (фитотерапия, адапто-гены и т.п.), так и валеологическими (системы очищения и оздоровления организма, планирование корректирующего образа жизни) методами.
Срыв адаптации, болезнь Характеризуется резким снижением адап-тационных возможностей организма, срывом процессов адаптации, резким снижением функциональных резервов. На этом фоне развиваются клинически значимые отклонения в здоровье, возникают болезни. В стадии клинически значимых изменений работу по восстановлению здоровья должны проводить врачи – специалисты соответствующего профиля.
Здоровье человека определяют: (По данным Всемирной организации здравоохранения)
Основная проблема и метод ее решения Основная проблема. Как акцентировать внимание на собственное здоровье у человека, считающего себя здоровым? Метод решения. Индивидуальный мониторинг уровня здоровья - предоставление человеку объективной количествен-ной информации: о его функциональных резервах, способности противостоять неблагоприятным воздействиям; о наличии и выраженности предпосылок к возникновению заболеваний; об эффективности проводимых им индивидуально подоб-ранных оздоровительных мероприятий. Формирование на этой основе мотивации здорового образа жизни, желания и умения быть здоровым.
Назначение ИС ИС предназначена для оценки уровня функциональных резервов молодежи и формирования мотивации здорового образа жизни Оценка состояния здоровья проводится в шкале «норма - донозологическое состояние - преморбидное состояние - клинически значимые отклонения» Визуализация результатов производится цветами соответственно состоянию: «зеленый - голубой - желтый - красный»
Состав комплекса мониторинга Программа-оболочка электронного паспорта здоровья Программа антропометрических оценок - «АНТРОПОМЕТРИЯ» Программа определения баланса звеньев вегетативной нервной системы и выявления нейроциркуляторной дистонии - «ВЕГЕТАТИКА» Программа оценки функциональных резервов системы внешнего дыхания - «ДЫХАНИЕ» Программа оценки функциональных резервов желудочно-кишечного тракта - «ЖКТ» Программа скрининга функционального состояния организма по биологически активным точкам – «АКПД» Программа психологического тестирования – «ПСИХОТЕСТ» Программа определения биологического возраста - «БИОВОЗРАСТ» Программа формирования итогового заключения - «ИТОГ» Программа формирования рекомендаций - «КОРРЕКЦИЯ»
Программа «Антропометрия»
Программа «Антропометрия»
Программа «Антропометрия»
Программа «ЖКТ»
Программа «Вегетатика»
Программа «Дыхание»
Программа «АКПД» Ввод данных
Программа «АКПД» Итоговое окно
Программа «Психотест»
Программа «Биовозраст»
Программа «Итог»
Мы предлагаем! Студентам: Курс лекций «Экология человека и научные основы здоровья» - 36 час. Учебно-практические занятия, включающие мониторинг био-психо-социального статуса, раз-работку индивидуальной стратегии и тактики психофизиологической интервенции для оптими-зации здоровья – 2 час./чел. Психологические тренинги, выявление психосо-циальных факторов риска, определение степени психологической адаптации. Профилактика и кор-рекция психосоматических дисфункций, формиро-вание мотивации на саногенное поведение.
Мы предлагаем! Деканату: Ежегодный анализ (на основании данных монито-ринга) состояния здоровья студентов, принятых на факультет. Подключение врачей (специалистов соответству-ющих профилей) для коррекции наиболее распро-страненных отклонений в здоровье студентов. Непрерывный мониторинг здоровья препода-вателей и сотрудников, проведение групповых и индивидуальных коррекционных мероприятий. Обучение преподавателей и сотрудников здоровье-сберегающим методам как в организации собствен-ной деятельности, так и в педагогическом процессе.
Эффективность обучения На философском факульте-те примерно 50 % студентов серьезно отнеслись к обнару-женным у них начальным от-клонениям и следовали полу-ченным рекомендациям (группа коррекции). Другие студенты (исходно более здо-ровые), сочли эти рекомен-дации необязательными. На графике представлена динамика темпа старения в этих группах после года обучения.
Отношение студентов Только 4 % студентов сочли ненужными лекции по данной теме, но абсолютно все признали необходимость индивидуальных практических занятий и желательность проведения их хотя бы 1 раз в год. В процессе изучения дисциплины у многих изменились ценностные ориентации, существенно увеличилась группа со сформированным здоровьесберегающим поведением: к концу первого семестра – с 20-25% до 50% обучающихся, к концу года - до 80%, причем около 60% из них регулярно следуют рекомендованным индивидуальным оздоровительным программам.
Предлагаем вам здоровье