Тема 8.Математические методы исследования явлений культуры.Рекомендуемая литература:Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987 (или 2003).Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие. – М., 1984.Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. – Л., 1994.
Рекомендуемая литература:Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика: (Математические методы в историческом исследовании). – Л., 1975.Богомолова Н.Н. Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. – М., 1992.Математические методы в социально-экономических и историко-культурных исследованиях. – М., 1977.
Квантативная история– от «quantity» количество– связанная с применением количественных (математических) методов исследования и получения вывода отрасль исторической науки.
Расширение сферы применения математических методов позволяет применять термин квантативный к другим гуманитарным дисциплинам, использующим математические методы (например, «квантативная культурология»).
Используемые квантативной культурологией методы: контент-анализ, коэффициент корреляции, коэффициент вариации, факторный анализ и др.
Контент-анализ(англ. - content analysis«анализ содержания»)- строгое исследование содержания текстовых массивов в целях выявления или измерения социальных тенденций, репрезентативных этим массивам.
Контент-анализМетод используется только при анализе содержания массовых источников, часто применяется для первичной обработки исследовательской информации, особенно открытых вопросов анкет.
Развитие метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, но приемы контент-анализа применяются всюду, где возможна постановка тех или иных исследовательских задач, связанных с углубленным пониманием содержания текста, способов его производства и обращения в обществе, восприятия со стороны читателя или адресата.
Контент-анализОсновная цель метода- изучение информации в имеющихся документах с целью выявления социального контекста сообщения.
Контент-анализДостоинства метода:- возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект,- достижимость высокой степени надежности получаемых данных (документы наиболее удобны для перепроверки),- возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане посредством анализа документов прошлого.
Контент-анализВозможности метода:- определение и анализ преобладающих общественных направлений;- определение эмоциональной окраски, тона источника;- определение частоты упоминания различных понятий;- концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора.
Стадии применения контент-анализа:1) подготовка программы анализа документов (задачи, понятия, гипотезы и т.д.;2) формирование выборки;3) разработка методики данного конкретного анализа;4) проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности;5) сбор первичной информации;6) количественная обработка собранных данных;7) интерпретация полученных результатов, выводы.
Основные элементы контент-анализа:Смысловая единица(качественная единица, категория анализа)ключевая проблема, отношение к которой респондента предстоит выяснить в процессе контент-анализа
Основные элементы контент-анализа:Индикатор(признак)слова и суждения, которые позволяют определить, во-первых, наличие в тексте освещения проблем, определенных для анализа (смысловых единиц), а, во-вторых, отношение респондента к данной проблеме, его мнение о ней.
Основные элементы контент-анализа:Единица текста(единица содержания)объем текста, определенный для анализа (отдельное сообщение, параграф текста, целая статья, книга и т.п.). Характер единицы счета определяется особенностями исследования и привлекаемой источниковой базы.
Основные элементы контент-анализа:Единица счетаОтметка о наличии или отсутствии в единице текста индикатора и единицы счета.Обычно отмечается знаками «+», «-», «0»или присвоенными рангами: наличие индикатора – «1», отсутствие – «0».
Что подсчитывает контент-анализ?Емкость индикатораЧастоту упоминания в совокупности источников, используемых в работе определенных индикаторов. Именно указания емкости выделенных индикаторов становятся объектом качественного анализа на последних стадиях применения метода.
Что подсчитывает контент-анализ?Емкость единицы текстаНаличие отдельных индикаторов в каждой единице текста. Данная информация важна при определении значимости отдельных источников для исследования в целом (наиболее насыщенные индикаторами дают наибольший объем качественной информации).
Типичные ошибки приконтент-анализе1. Неправильный выбор метода (обычно связан с попытками применения контент-анализа при отсутствии у источников базы таких характеристик, как массовость, ординарность обстоятельств происхождения, однотипность формы и т.п.).
Типичные ошибки при контент-анализе2. Неправильный выбор единицы счета, связанный с недоучетом характера языка источника.3. Выбранные смысловые единицы не образуют связной системы, неправиль объединены в кластеры (группы родственных понятий).
Типичные ошибки при контент-анализе4. Нарушено требование взаимоисключамости – однопорядковости - при выборе смысловых единиц (нарушение правил основания деления понятий в формальной логике, что в контент-анализе ведет к «двойному счету» и некорректности полученных количественных данных, а следовательно, и невозможности на этой основе построить достоверный качественный анализ и выводы).
Примеры примененияконтент-анализадля исследования явлений культурыРекомендуемая литература: