Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» МКОУ Черчетская СОШ Интегрированный урок литературы, истории, ИЗОв 7 классе
Так вот она Сечь! Вот то гнездо,откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!
Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV - XVII века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет
Украина находилась под гнетом польских помещиков-панов. Войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести.
Основную часть казачества составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя – запорожскими казаками.
Запорожская Сечь Запорожская Сечь постепенно стала центром казацкой общины, которая пытается своими собственными силами, опираясь на свое внутреннее устройство и организацию, вести борьбу с турками и татарами.
Устройство Сечи Устройство Сечи было простым. В центре располагалась площадь с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рядом находились несколько десятков длинных хат (куреней). Здесь же стояла военная пушкарня, где хранилось оружие, военное хранилище для булавы, бунчука, знамен, денег и другого казацкого имущества.
Внутренний кош представлял собой крепость в виде правильного круга. Вокруг крепости был насыпан вал с каменными башнями. Со стороны степи на валу стоял частокол с башнями для стрельбы.
Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки.
Рада казаков. Все должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (совете) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган.
Главным на Сечи был кошевой атаман. Символ власти кошевого атамана — булава.
Курень(строение) представлял собой просторный, сплетенный из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня, как войсковой единицы.
...Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Н. Гоголь.
Существовали определенные ограничения по возрасту- детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет.
Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли. В мирное время пьянство на Сечи не возбранялось, однако при объявлении военного положения и в походе за употребление спиртного полагалась смертная казнь.
Единой формы одежды у запорожцев не было. Рубашка, штаны, свитка и шапка - вот , пожалуй, и вся казацкая одежда. Кое-кто, побогаче, носил еще кобеняки и кереи.
Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.