Творчество Петра Боривовича Прихожана Автор: Шакирова Аделя Дамировна, ученица 7 а класса МБОУ СОШ № 22 г. Набережные Челны Республики ТатарстанРуководитель: Зинова Наталья Петровна
Прихожан Пётр Борисович родился 11 февраля 1940 года в городе Евпатория, Крымской АССР, в учительской семье.Окончил в 1954 году Ново-Ивановскую семилетнюю школу в Нижнегорском районе; Симферопольский техникум железнодорожного транспорта в 1958 году; вечернюю среднюю школу в городе Котельниково Волгоградской области в 1959 году; Харьковский инженерно-строительный институт в 1964 году. В студенческие годы участвовал в работе литературной студии Бориса Чичибабина.Первые литературные опыты относятся ко времени учебы в начальной школе, а первые публикации появились в Харьковской областной молодежной газете «Ленинская смена» в 1962 году.
По окончании института работал по направлению в городе Братск Иркутской области, где его стихи регулярно публиковал альманах «Ангара» («Сибирь»), областные газеты «Восточно-сибирская правда» и «Советская молодежь», братская городская газета «Красное знамя». По поэме Петра Прихожана «Дума о граде Китеже» областная студия телевидения в 1968 году сняла фильм.Затем публиковать его произведения стали журналы «Новый мир» (Москва), «Рабоче-крестьянский корреспондент» (Москва), «День и ночь» (Красноярск), «Чаян» (Казань), «Идель» (Казань), «Аргамак» (Набережные Челны).
Журнал «День и Ночь» (Красноярск) ***Есть чистокровные породы:болонка, пудель, мопс, шар-пей…Породистые есть народы,а в нас намешано кровей…И от пришествия варяговдо нынешних бесславных днеймы, русские, народ-дворнягапо сути истинной своей.В какой угодно упаковкенепритязательный плебейне поддается дрессировке.Не поддается… Хоть убей!Погрязшим в праздности и лени,легко нам каяться, дабы,упав покорно на колени,немедля взвиться на дыбы.Зато усвоили науку,иных способную взбесить:спешим протянутую рукупоцеловать и укусить.
Журнал «День и Ночь» (Красноярск) Последняя хатаТы видишь, какая толкучка у касс…Родителей дети забыли.Кому мы сегодня нужны, кроме нас,и сами себе мы нужны ли?Мутнеет источник, мелеет исток,в воде проявляется запах…Всегда наших предков влекло на восток,потомков сдувает на запад.Давно в деревнях не стучат топоры,усадьбы полны лебедою,погосты растут, и пустеют дворы,и в воздухе пахнет бедою.Печется картошка в горячей золе.Дымок выдает адресата.Живем… И пока мы на этой земле,не будет сиротствовать хата.
В 1970 году в Восточносибирском книжном издательстве вышел первый сборник стихотворений поэта «Гуливеры», тепло встреченный читателями и критикой. Второй сборник стихотворений «Знакомство» вышел уже в Таткнигоиздате в 1986 году. Там же в 1989 году, отдельным изданием, вышла поэма «Стройка», заставившая по-новому взглянуть на великие стройки коммунизма, что, поначалу, вызвало резкую реакцию официальных идеологов и потребовалось время для осознания того, что правда выше принципов соцреализма. В 1991 году поэма «Стройка» была переиздана издательством «КАМАЗ». Уже с 1991 года являлся членом Союза писателей СССР (позднее СПРТ). Но некоторое время ранее в московском издательстве издательстве «Прометей» увидел свет ещё один поэтический сборник Петра Прихожана «Плата за гадание», в который вошло лучшее из написанного поэтом в разное время.
В 2008 году в издательстве «Московский писатель» увидел свет плод многолетней работы поэта – «Новая Илиада».
Пётр Борисович с детства страстно хотел прочитать «Илиаду» Гомера. Перевод Николая Гнедича , попавший в руки к нему, после первого прочтения (вернее попытки прочитать) превратил его желание в крах. Дальше середины первой песни дело не пошло. И так происходило несколько раз. Этот текст казался сложным, и Прихожан решил перевести его на более просто язык. По началу записи были отрывочными, потом вошли в систему. Дойдя до последних песен, он обнаружил, что практически переписал «Илиаду» заново со своими комментариями и лирическими отступлениями.
Так родилась компилятивная поэма «Новая Илиада»,написанная на основе перевода Николая Гнедича. При всём, при том это совершенно новое произведение, написанное в традициях русской системы стихосложения. Пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой строк в четверостишиях звучит по-новому, так как у каждого времени есть свои ритмы. Но сам человек за 3 тысяч лет мало чем изменился. Его обуревают те же высокие страсти, подвержен тем же порокам, что и во времена Гомера, так же готов к самопожертвованию ради близких, так же лицемерит, прикрывая высокими словами низменные помыслы, алчность, корысть.
Основную большую часть своей жизни Пётр Прихожан прожил в г. Набережные Челны. Начиная с 1971 года он принимает самое активное участие в строительстве «КамАЗа» (в качестве) от начальника участка до начальника СМУ-1. Возглавляемые Прихожаном коллективы обеспечили ввод в эксплуатацию 1-ой очереди кузнечного завода.
Строительство Камского кузнечного завода
На основе жизненного опыта, пережитых ситуаций, знакомства с огромным количеством человеческих судеб, он создаёт поэму «Стройка».Автор пишет о трудном пути становления Камского автомобильного гиганта, вобравшего в себя эти тысячи человеческих судеб. Подтверждением этих слов является строки, написанные самим автором . Сегодня, глядя с высоты седин На путь от первого котла до ввода, Я вижу там и беды СМУ-1,И корпуса кузнечного завода.
Эта поэма создавалась с апреля по ноябрь 1986 года и стала своего рода исторической летописью, рассказывающей о возникновении и строительстве «КамАЗа», о том как со всех уголков великого Советского Союза съезжались люди, формировались семьи, пылали страсти, многие обретали друзей; многие оставались здесь жить , кто-то возвращался на родину. И очень ярко об этом говорят строки из самой поэмы: Ах, время, время ! Твой закон таков, Что ныне от границы до границы Мы ищем по Союзу земляков, Объединённых званием - Челнинцы.
Как чуткий психолог подмечал автор где то серьёзные, где слегка печальные случаи из жизни рядовых людей (гл. «Семейная Драма»). Наличие риторических вопросов, восклицаний и многоточий говорит о том пламени, которое переполняло душу поэта , ведь всё, о чём он пишет- жизненное, задевающее тонкие струны души. Использование бессоюзных сложных предложений передаёт быструю смену действий особенную динамику жизни и ощущение бурлящей деятельности. Язык прост и лаконичен, без излишеств и вычурности понятен любому читателю. Сочетание возвышенной лексики и просторечья ( апартаменты, конторские бедолаги, дребедень) придаёт особенный колорит поэме, дескать, жизнь разнообразна, а вещи нужно называть своими именами.
И в самом конце поэмы звучит призыв Петра Прихожана к будущим поколениям сохранить в памяти историю родного города: Я вас прошу не забывать цены И ставлю точку. Кончена поэма! Пётр Прихожан неоднократно был лауретом областных конференций «Молодость,творчество, современность» участникам семинаров, которые вели Макр Саболь, Илья Фоняков, Марк Сергеев и другие известные поэты.
Он известен и как переводчик с татарского. Благодаря его вольным переводам русскоязычные читатели смогли познакомиться с творчеством таких самобытных поэтов, как Назип Мадьяров, Ханиф Хуснуллин, Газиз Кашапов, Махмуд Газизов и другие, а юный поэт Булат Садретдинов со своими стихами в переводе Петра Прихожана, стал лауреатом Всероссийского конкурса юных талантов,проводимого фондом Спивакова. Пётр Прихожан награждён медалями. Последние годы своей жизни поэт посвятил работе над поэтическим переложением памятника «древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». И один из отзывов об этом труде был таков: «… завидна концептуальная вдумчивость, не зашоренность, сакральная красотища». Пётр Прихожан работал также в жанрах любовной, гражданской, пейзажной лирики, иронических стихов, мистики и изотерики.
Поэт являлся членом жюри учреждённой в Елабуге литературной премии имени Марины Цветаевой.
Всю свою жизнь он торопился жить и многое успеть : кому-то помочь, кому-то подсказать, кого-то научить. И тот костёр, который горел в душе беспокойного поэта, продолжает греть души читателей и поклонников его творчества. Всю свою жизнь Пётр Прихожан был простым ,скромным человеком, никогда не выставлявшим на показ награды и медали. И характеристику себе он дал сам в своём стихотворении «Я».
Я и этот, я и тот…Я, Вавила и Федот.Я и умный, и дурак.Я – хозяин, и – батрак.Я – солдат, и – командир.Я и «зек», и – конвоир.Я – укушенный, и – клоп.Я и грешник, я и поп.Я и нищий, и – богач.Я и жертва, и – палач.Я и праведник, и – вор.Адвокат – и прокурор…Я – красавец, и – урод Я и рыба, я – и скот. Я – чухонец, и – чучмек.Словом – русский человек.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. «ДЕНЬ и НОЧЬ» Литературный журнал для семейного чтения (c) N 7-8 2002г 2. Сайт «Стихи.ру» http://www.stihi.ru/avtor/prikhozhan 3. http://elabuga.com/news_arch/y_10/apr_10/apr_10.html#petr