Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе«Страшная правда, но ведь, правда»В.Короленко Работу выполнили Баландина А.А, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 45» Тимакова Т.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 45»
Задачи урока раскрыть сущность тоталитарной системы и понятий, связанных с этим явлением;способствовать повышению интереса к истории своей страны;уметь давать оценку исторических процессов, событий, личностей;развивать способность к сочувствию, сопереживанию
Проблема урока «Откуда пало на людские головы нежданное лихолетье?»«Зона малая» Борис Ярочкин
Мы живём, под собою не чуя страны,Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на полразговорца, –Там припомнят кремлёвского горца…
Как подковы куёт за указом указ –Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.Что ни казнь у него, – то малинаИ широкая грудь осетина.
Г Л О С С А Р И Й ТОТАЛИТАРИЗМ(тоталитарный режим, основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности) КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ(феномен массового сознания , имеет корни в устоявшихся традициях, психологии масс)
РЕПРЕССИИ(карательная мера, исходящая от государственных органов)ВРАГ НАРОДА(от лат. «враг общества» )люди, покушающиеся на общественную, Социалистическую собственностьКонституция 1936 года ч.2 ст.131)
Я правду о тебе порасскажу такую,Что хуже всякой лжи... Фёдор Фёдорович Раскольников 1892 - 1939
Из Открытого письма Раскольникова Сталину Сталин, вы объявили меня «вне закона». Этим актом вы уравняли меня в правах – точнее, в бесправии – со всеми советскими гражданами, которые под вашим владычеством живут вне закона. <…> Вы растлили, загадили души ваших соратников. Вы заставили идущих за вами с мукой и отвращением шагать по лужам крови вчерашних товарищей и друзей. <…> Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам вашего бича…
Вопросы к документу Какие события 30-х годов XX века потрясли Фёдора Раскольникова?Какие черты тоталитарного режима вы можете установить, исходя из текста этого письма?Какие факты, присутствующие в документе, помогают понять сущность механизма репрессий в целом?Как этот документ характеризует портрет Фёдора Раскольникова?В чём значение этого документа?
«Откуда пало на людские головы нежданное лихолетье?!» Фото из личного дела № 3026-С Фокина Семёна Николаевича, обвинённого в участии в антисоветской организации и проведении диверсионно-вредительской работы.13.08.1938 г. приговорён к высшей мере наказания с конфискацией имущества.03.08.1957 г. реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР
Я видел всё: песок и снег,Пургу и зной.Что может вынесть человек —Всё пережито мной. Варлам Шаламов Анатолий Рыбаков 1911-1998 Борис Пильняк1894-1938 Варлам Шаламов1907-1982
«Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!» Евгений Евтушенко Юрий Трифонов1925-1981 Александр Солженицын 1918-2008 Ольга Берггольц1910- 1975
«Пока веришь в лучшее, живёшь и действуешь, и ничем тебя не сбить с ног, коль сам не упадёшь на колени. И выходит, зажми в кулак обиду и печали, выбрось из головы мертвящие и обессиливающие мысли». Из книги «Зона малая» «Лагпункт» Борис Ярочкин 1922 - 2007
Лагеря УнжЛага были основаны в начале 1938 года , располагались на границе Нижегородской и Костромской областей и просуществовали почти до 60-х годов
«Не увидев, не поверишь; не пережив, не поймёшь» Борис Ярочкини его книги
«И впервые за всю свою сознательную жизнь с ужасом подумал о том, что где-то наверху власти что-то неблагополучно, иначе чем объяснить бессмысленную жестокость к тем, кто в поте лица и полуголодный трудится в тылу, тем более, защищает её на фронте, не жалея сил и жизни?!» «Почему молчат люди, почему видят неладное и делают вид, что ничего не замечают? Боятся сказать о непонятном или честно о том, что думают? И уже с иной стороны: а нужно ли это делать?» Борис Ярочкин«Зона малая» «Лихолетье»
«Чем советский режим отличается от фашистского? Там обессиленных людей избивают и пристреливают, что собак, наводя свой, фашистский порядок. Здесь тоже и бьют, и стреляют без суда и следствия, разве что причины находят в оправдание». «Но почему, почему здесь не ценится человеческая жизнь…, почему – когда в многочисленных заявлениях партии и правительства то и дело напоминается, что жизнь человека – дороже всего? Такое несоответствие слов и дела не укладывалось в голове». Борис Ярочкин «Зона малая» «Лагпункт»
Жертвам политических репрессийМакарьево, Костромская область
«Помните, самое главное: лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку – ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел – надо сказать правду, как бы она ни была страшна. …Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся я посвящу именно этой правде». Варлам Шаламов – Александру Солженицыну
Выводы по теме урока «Сталин – очень страшный человек, подчинивший всю страну, заставивший всех жить в вечном страхе. Мы должны сделать всё, чтобы жить в свободной стране». «Правду всегда говорить страшно, но надо! Нельзя молчать и делать вид, что ничего не происходило в годы репрессий. Очень обидно за тех людей, чьи жизни и судьбы оказались искалеченными по вине тоталитарной системы. Нельзя повторять ошибок прошлого».
Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправдания. Соловецкий камень Санкт-Петербург Рутченковское поле Донецк Астрахань
Домашнее задание Написать сочинение-размышление на тему:«Страшная правда, но ведь, правда»(Нужно ли знать правду о событиях периода репрессий современному поколению?)