СтихотворениеМ.Ю. Лермонтова«Бородино» Композиция,особенности повествования
М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель (1814-1841 гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне 1812 года.
Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино» Герои Бородинской битвы
Стихотворение «Бородино» Стихотворение «Бородино» написано М.Ю. Лермонтовым к 25-летию Бородинского сражения Бородинская битва – одно из величайших сражений Отечественной войны и всей эпохи наполеоновских войн – разыгралась 7 сентября (26 августа) в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге.
Бородинское поле
Словарная работа редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом;кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Историческая справка К Отечественной войне 1812 года в русской армии было 3 рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Пехота делилась на лёгкую (егеря) и линейную (мушкетёры и гренадёры). Кавалерия включала лёгкую (гусары и уланы, вооружённые саблями и пиками), среднюю (драгуны) и тяжёлую (кирасиры, вооружённые палашами).
Великий русский полководец М.И.Кутузов Русской армией командовал М.И. Кутузов
М.И. Кутузов на Бородинском сражении
Иллюстрации к стихотворению М.Ю Лермонтова «Бородино» - Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Поль Пети «Ветеран войны с медалью»(2-ая половина ХIХ века).
Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!
Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головоюЗа родину свою!
И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!
Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!
Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,Кусая длинный ус.
Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам...Да, жаль его: сражен булатом,Он спит в земле сырой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,И все на наш редут.Уланы с пестрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!Носились знамена, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел.
Когда б на то не Божья воля,Не отдали б Москвы!
Битва Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой».
Героизм русских солдат В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага. Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.
Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!
Бородинское сражение в памяти поколений Да, были люди в наше время…
Беседа по прочитанному стихотворению В чем особенности построения стихотворения?Кто участвует в разговоре?Сколько строф в стихотворении?Какое количество из них отведено монологу старого солдата?Почему автор доверил рассказ о Бородинском сражении старому солдату?
Домашнее задание Выразительное чтение.Выучить наизусть отрывок из стихотворения.Сделать рисунки к стихотворению.