МО «Выборгский район» Ленинградской области Секреты художественного слова урок литературы, 5 кла сс Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
В чем источник художественной выразительности тропов? В уподоблении предметов и явлений по сходству
Тропы: Какие тропы вы знаете? Метафора Сравнение Олицетворение
Поймай мяч и назови значение тропа
Отличительные признаки: Сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что) Метафора отличается разнообразием уподоблений Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому
Найдите средства изобразительно-художественной выразительности Яблоко. Светится яблоко передо мной, Будто не яблоко – шар земной. Круглое. Выпуклое. Крутое. Солнцем до самых краев налитое. Яблоко – чудо всем чудесам, - Чуточку сплюснутое к полюсам . Алые полосы – меридианы Пересекают моря и страны. Светится яблоко – шар земной Солнечной красной своей стороной! М.Лисянский.
Определите тип тропов Прокомментируйте их роль в тексте А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. А.С.Пушкин
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. К. Бальмонт В саду горит костер рябины красной , Но никого не может он согреть. С.Есенин
В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин. Красною кистью рябина зажглась... М.Цветаева
Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Ф.Тютчев За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает… А.С.Пушкин.
Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке? Отгадав его, вы составите название тропа. Воротися, поклонися рыбке, Не хочу быть вольной царицей Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках. А.С.Пушкин.
2.Утром царевну спросили, как она почивала. -Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело в синяках. Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков. Г.Андерсен «Принцесса на горошине»
3.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка тебе сама на хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь. Волк и поверил лисе. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
4. Щука взмолилась: «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все, что пожелаешь». -Покажи сначала, что не обманешь. Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась». Русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки. В другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню. Г.Андерсен «Огниво».
6. Сват приехал, царь дал слово А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».
7. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями» Русская народная сказка «Глиняный парень»
8. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать глубиной в две сажени с четвертью. Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
9. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года, а потом можешь и на бал приезжать. Ш.Перро «Золушка»
Гордыня 2.Изнеженность 3.глуПость 4.лЕнь 5.Размеры 6.Богатство 7.Обжорство 8.сиЛа 9. зАдание
Гипербола
Задание Введите в текст изобразительно-выразительные средства так, чтобы картина стала зримой, конкретной (время года), выразительной
Поработайте с черновиком-помощникомВстреча с ___ лесом Я шагнул(а) на ___ тропинку и замер(ла) от ___. Меня обступили ___ деревья. Рукой я дотронулся до ___ берёзки. Залюбовался ___ дубом. Замер рядом с ___ осинкой и пошептался с ней. Спрятался по ___ елью, приподняв ее ___. Деревья как ___. У каждого свой характер, его нужно ___.
У вас может получиться такой текст Встреча с волшебным лесом Я шагнул на укутанную сугробами тропинку и замер от восторга. Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до нежной берёзки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с дрожащей от холода осинкой и пошептался с ней. Спрятался по пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.
Исправь ошибки: Сравнение – это когда одно сравнивается с другим Эпитет – это когда красивый признак предмета точно назван
Домашнее задание Подберите свои поэтические или прозаические примеры, в которых встречаются тропы
Список использованной литературы Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов www. Ru.wikipedia.org http:// russlovesnost. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm http://effor.ru www. Ru.wikipedia.org