Романтизм — явление европейской культуры в 19 веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтизм — явление европейской культуры в 19 веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века.
Для философии эпохи романтизма характерен Агностицизм(кант), Иррационализм(шопенгауэр), Пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше,Карлейль). В 1819 году свет увидел главный труд Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление"Автор утверждал, что история человечества лишена всякого смысла. Не разум, а слепая воля к жизни, жестокая и иррациональная, правит обществом. Для философии эпохи романтизма характерен Агностицизм(кант), Иррационализм(шопенгауэр), Пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше,Карлейль). В 1819 году свет увидел главный труд Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление"Автор утверждал, что история человечества лишена всякого смысла. Не разум, а слепая воля к жизни, жестокая и иррациональная, правит обществом.
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
немецкий романтизм особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. немецкий романтизм особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка, Байрон. в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции: (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин,Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии :(Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше: (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США: (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл). Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции: (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин,Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии :(Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше: (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США: (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного). К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного).
19 в. – век расцвета музыкального культуры Западной Европы. Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая глубокую индивидуальность потенциала композиторов. Суть романтизма наилучшим образом проявляется в музыке. Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования, составляют основу современного концертного репертуара. 19 в. – век расцвета музыкального культуры Западной Европы. Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая глубокую индивидуальность потенциала композиторов. Суть романтизма наилучшим образом проявляется в музыке. Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования, составляют основу современного концертного репертуара.
После французкой революции, когда капиталистические отношения победили над феодальными из костюма уходит шёлк,парча,бархат,дорогие кружева и украшения, парики. В одежде революционеров-санкюлотов отражается стремление к простоте, лаконичности форм. Ощутимо влияние народного костюма. Большое значение приобретает символика цвета, несущая революционно-патриотические идеи. После французкой революции, когда капиталистические отношения победили над феодальными из костюма уходит шёлк,парча,бархат,дорогие кружева и украшения, парики. В одежде революционеров-санкюлотов отражается стремление к простоте, лаконичности форм. Ощутимо влияние народного костюма. Большое значение приобретает символика цвета, несущая революционно-патриотические идеи.