Родины в творчестве Александра Блока
Цели Презентации:
Приступая к работе над данной презентацией, я поставила перед собой следующие цели:- Поближе познакомиться с творчеством Александра Блока- выявить особенности изображения темы Родины в произведениях Блокаже
Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.А. А. Блок
Общий анализ творчества Блока
Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.
Село ШАХМАТОВО
Судьба Родины – судьба Блока
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный,самый реальный Родину как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком
Особенности изображения темы Родины в творчестве А. Блока
-историчность художественного мышления- публицистический смысл темы России- эволюция темы- символика образов- мотив дороги
Историчность художественного мышления Блока
Характер и идейный смысл национальной проблематики в творчестве Блока определялись историчностью его художественного мышления. Эта черта резко отличала поэта от подавляющего большинства русских символистов.
Цикл «На поле Куликовом»
Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России.
Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных: общим жанром темой главными героями единым замыслом исторической эпохой единым поэтическим настроением местом действия
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле. «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». (А. Блок)
В. Маторин. Удар засадного полка
Основные мотивы цикла
Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрываВ степи грустят стога. ► Так начинается первое стихотворение цикла. Оно выполняет роль пролога и вводит тему России.
О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь! «Не как мать любит он Россию, а как жену, которую находят, когда настанет пора».Н. Гумилев
И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови!Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови!
За Неправдой лебеди кричали,И опять, опять они кричат…
Я – не первый воин, не последний,Долго будет родина больна. Воины. Реконструкция
И с туманом над Неправдой спящей Прямо на меняТы сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.Серебром волны блеснула другу На стальном мече,Освежила пыльную кольчугу На моём плече.
«И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений, безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной рытвины? Это – Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен…Видите ли вы ее звездные очи – с мольбою, обращенною к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою!» Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть» (Из дневника А. А. Блока, 1908 год)
Заключение:
В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.
Использованные материалы
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2008.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 - 8 класс.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.Интернет-ресурсы: http://itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1http://www.litcabinet.ru/kl/l5015.htmhttp://www.cnso.ru/litera/lit36.htmlhttp://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/09/http://www.art-catalog.ru/gallery.php