ГБОУ лицей 1547 Ритм в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» Проектная работа ученицы 10 класса «В» Гадий Людмилы
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ В процессе изучения и комментирования текста «Судьбы человека» мы задались проблемным вопросом: как мастер художественного слова, М.А.Шолохов использует механизмы выравнивания ритма; как различные ритмические характеристики представлены в рассказе (в количественном соотношении) и как они помогают читателю раскрывать содержание текста, характеризовать героев, выявлять мотивы их поступков, высвечивать проблематику рассказа? ГИПОТЕЗА Мы готовы предположить, что впечатление от такого небольшого по объему рассказа, поразившего девятиклассников своей простотой, лаконичностью, прозрачностью, душевностью, достигается в том числе и мастерством автора, умением работать с ритмом, помимо лексических, стилистических, грамматических, композиционных средств выразительности, используемых М.А.Шолоховым.
Цель исследования: расширить представление о возможностях ритма художественного текста в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». ЗАДАЧИ и планирование путей достижения цели: Найти методику оценки ритмичности текстов, отвечающую требованиям доступности. Перечитать рассказ «Судьба человека» и отобрать эпизоды для анализа, свидетельствующие о напряженной , острой ситуации в жизни героя, психологически неспокойном состоянии его души. Проанализировать тексты эпизодов по параметрам слоговой (С), фразовой (К>2) и интонационной (И) характеристик и посчитать их среднее значение (М). Выявить роль ритма в создании условий для интерпретации художественного текста. Познакомить с результатами свой работы лицейское сообщество.
Андрей Соколов
Ключевые эпизоды в рассказе «Судьба человека» Прощание с семьей У коменданта Осознание личной трагедии (известие о смерти семьи) Известие о гибели сына Анатолия Встреча Ванюши с Андреем Соколовым
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Головченко Г.А. Взаимодействие ритма и эмоционально-сюжетного строя текста. // Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М.,2010. 2. Жукова О.В. Портрет Смердякова: к вопросу о ритме прозы.// Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М.,2010. 3. Иванова Г.Н. Приемы оценки ритмичности текста. Ученые записки МГПИ им. Ленина, вып.292, М.,1968. 4.Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация. Паузирование. Логические ударения. Ритм. Темп. М., «Наука-Флинта»,1998; 5. Иванова-Лукьянова Г.Н. Художественный текст как искусство. М., изд. МГЛУ, 2009; 6. Коченкова Ю. Е. Ритмические характеристики текстов публичных выступлений. //Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601) Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М., 2010. 7. Пешковский А.М. Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева //Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л.,1930. 8. Реброва И.Н. К характеру ритма прозаического текста.// Вестник МГЛУ. Выпуск 22 (601). Филологические науки. Имплицитные смыслы и методы их описания. М.,2010. 9. Слободян Е.А. Весна «лишнего человека»: к исследованию ритма прозаического текста (на материале повести И.С.Тургенева «Дневник лишнего человека»)./ Вестник МГЛУ. Выпуск 578. Филологические науки. Национальное и индивидуальное в языке и речи. М.,2009.