Представление урока литературы в 7 классе
Теория
Организация Ролевая игра «Учитель - коллеги"
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (По рассказу Л. Андреева «Кусака») Цели: учащиеся должны узнать некоторые факты из жизни писателя; прочитать рассказ «Кусака»; найти ключевые эпизоды и фразы; понять, что хотел сказать автор читателю; найти свой смысл в этом рассказе.
Стадия вызова: Есть ли у вас собака? Расскажите о ней.За что вы ее любите?Как она к вам попала?Кто из писателей создал в литературе образ собаки? Сегодня мы познакомимся с рассказом Л. Андреева «Кусака».Знакомство с биографией автора (кратко).Как вы думаете, о чем это произведение? Чем эта кличка отличается от привычных нам собачьих кличек?
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.Однако жестокого сколько ещё вокруг?Мы часто твердим, что собака – друг человека.Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов
Осмысление содержания Чтение произведения с остановками. Поиск ключевых слов и фраз.Первая остановка (после гл.I):Как живет собака?Как первый раз было обмануто доверие собаки?Повлияло ли это на её дальнейшую жизнь, на её характер?Какими художественными средствами автору удается вызвать сочувствие, сопереживание?
Вторая остановка (гл.II): Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?Как складывались отношения с дачниками?Третья остановка (гл.III):Какие изменения произошли с Кусакой?Как Кусака выражала свою преданность?Почему не могла радоваться до конца?
Кусака
Четвертая остановка (гл. IV): Как мама убеждала Лелю, что собаку нужно оставить?Как будут развиваться события дальше? (дерево предсказаний)Чтение финала (гл. v)Почему Кусаку не взяли?Кто будет больше скучать: Леля или Кусака?Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей?Как бы вы поступили?
Итоговые вопросы: О чем этот рассказ?Почему героем является собака?Сможет ли Кусака еще раз довериться людям?Какие чувства вызвал у вас рассказ?К чему призывает автор? В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни. Л.Андреев
Рефлексия Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…Особенно запомнилась мысль … Домашнее задание: творческая работа (по выбору)Письмо Леле.Допишите рассказ.О чем меня заставил задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»?
Посмотрите, задумайтесь…
Памятник бездомным животным «Сочувствие» г. Москва, 2007г. Первый в мире памятник, посвященный гуманному отношению к бездомным животным. Скульптор А. Цигаль.
Памятник собачьей верности. Польша. Пес Джок несколько месяцев приходил на автобусную остановку встречать своего хозяина, но тот так и не появился…
Памятник сенбернару Барри. Франция Собака не только отыскала лежавшего на самом краю пропасти ребенка, но сумела привести его в чувства, а затем перенесла в безопасное место.
«Памятник Преданности» г.Тольятти, 2003 г. На протяжении 7 лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги.
Памятник собаке Балто. США, г.Нью-Йорк Балто-спаситель. Во время страшной эпидемии собака доставила в город вакцину из населенного пункта, находящегося на расстоянии 300 километров.
Материал подготовила :Воробьева Н.В., учитель русского языка и литературы, Красноярский кадетский корпус.Было трудно: сформулировать целиБыло легко: определить тему, подобрать приемы.