ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125)
Поучение: КРАСНОРЕЧИЕ УЧИТЕЛЬНОЕ ТОРЖЕСТВЕННОЕ
ЖИТИЕ КАК ЖАНР ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
ЖИТИЕ (греч. Биос – «жизнь»; лат. – vita) Биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже – биографии светских лиц, которых церковь считала святыми.
КОМПОЗИЦИЯ ЖИТИЯ: Вступление Собственно житие Заключение
Обязательные элементы жития святого Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого. Заканчивается житие тоже прославлением Бога.
Сюжет жития. Особенности изображения святого. В основе сюжета - рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви. В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.
«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»: Конец 40-х годов XVI века Ермолай Еразм священник псковского монастыря
Основные эпизоды: Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.
Найдите в произведении черты жития или элементы сказки. Черты жития: Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная). Есть похвальное слово святым. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). Необычная смерть и посмертные чудеса. Черты сказки: Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой — змей-искуситель. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. Есть волшебные вещи: агриков меч. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.
Житийная икона
Есть в земле город, называемый Муром
Княгиня открывается мужу
Князь Павел призывает к себе брата Петра
Явился Петру отрок…
Князь Пётр убивает лукавого змия
Тело Петра покрылось струпьями
Подъехал он к дому Февронии
Феврония передала Петру маленький сосудец
Пётр передаёт Февронии пучок льна
Полезай на печь и сними поленце…
Невозможно сделать станок из такой чурочки…
Помазал Пётр язвы и струпья…
Увидел на ладони её зёрна благовонного ладана
Не хотим, чтобы Феврония была государыней над нашими жёнами
И поплыли они вниз по реке…
Благословила срубленные ветки…
Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё….
Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония
Повелели вытесать из камня единый гроб с преградой посредине
«…жду тебя, дабы вместе отойти»
«Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь»
«Она же заканчивала воздух»
…предали оба чистые души свои в руки Божии
Положили их врозь
Наутро люди увидели их в едином гробе
И лежат они в церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Житийная икона
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Почему у храма 5 глав?
4 июля