Поэтесса Евдокия Ростопчина «Меня немного понимали, немного уважалии, если можно, много любили!..»
Додо (на рисунке П.Соколова)ДОДОУмеешь ты сердца тревожить, Толпу очей остановить,Улыбкой гордой уничтожить,Улыбкой нежной оживить;Умеешь ты польстить случайноС холодной важностью лицаИ умника унизить тайно,Взяв пылко сторону глупца!Как в Талисмане стих небрежный,Как над пучиною мятежнойСвободный парус челнока,Ты беззаботна и легка.Тебя не понял север хладный;В наш круг ты брошена судьбой,Как божество страны чужой,Как в день печали миг отрадный.(М.Ю.Лермонтов)
Вехи жизни и творчестваРодилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г. Владела 4 иностранными языками Несчастливый брак с графом А.Ф.Ростопчиным, сыном московского генерал-губернатора Многолетний роман с А.Н.Карамзиным (сыном историка), имела от него двух внебрачных дочерейВ 1831г. опубликовала первое стихотворение – «Талисман»Выдающийся успех среди современников, лестные отзывы Пушкина, Лермонтова, Жуковского 1841 – выход первого сборника стихов (лирика любви неразделённой, но непременно изящной и светской)1845 – баллада «Насильный брак» (аллегория об отношениях России и Польши), вызвавшая гнев императора Патриотические стихи в эпоху Крымской войныКомедии («Возвращение Чацкого в Москву», «Дом сумасшедших»), пьесы (на сценах столичных театров), проза («Очерки большого света», «Счастливая женщина»)
Стихи Е.П.РостопчинойЕсть талисман священный у меня. Храню его: в нём сердца всё именье, В нём цель надежд, в нём узел бытия, Грядущего залог, дней прошлых упоенье. Он не браслет с таинственным замком, Он не кольцо с заветными словами, Он не письмо с признаньем и мольбами, Не милым именем наполненный альбом И не перо из белого султана, И не портрет под крышею двойной... Но не назвать вам талисмана, Не отгадать вам тайны роковой. Мне талисман дороже упованья, Я за него отдам и жизнь, и кровь:Мой талисман - воспоминанье И неизменная любовь! Когда б он был теперь со мною, Наряд бы мой прельщал меня; Но нет его!.. душа моя Полна страданьем и тоскою. Когда я сердце отдала, Я быть кокеткой не умела, Но он нашёл что я мила. Теперь пленять я б не хотела, Что в красоте?.. здесь нет его! Когда б он здесь был, я б желала Блистать умом и остротой; Но нет его - исчез ум мой, Игривость резвая пропала, Веселье взор мой не живит, Воображенье охладело; Душа и сердце - всё молчит! Теперь блистать я б не хотела, К чему мне ум?.. здесь нет его!
Литературный салон Ростопчиной в ПетербургеОснован ею по приезду в столицу в 1836г.Круг «литературных аристократов», в салоне постоянно бывали Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Жуковский, Плетнев, Одоевский.Евдокия обладала магнетической женственностью и была «звездой» баловИзображена здесь на картине худ.Г.Кордика
М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙЯ верю: под одной звездоюМы с вами были рождены;Мы шли дорогою одною,Нас обманули те же сны.Но что ж! -- от цели благороднойОторван бурею страстей,Я позабыл в борьбе бесплоднойПреданья юности моей.Предвидя вечную разлуку,Боюсь я сердцу волю дать;Боюсь предательскому звукуМечту напрасную вверять...Так две волны несутся дружноСлучайной, вольною четойВ пустыне моря голубой:Их гонит вместе ветер южный;Но их разрознит где-нибудьУтеса каменная грудь.:.И, полны холодом привычным,Они несут брегам различным,Без сожаленья и любви,Свой ропот сладостный и томный,Свой бурный шум, свой блеск заемныйИ ласки вечные свои.
Литературные субботы в Москве На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был одним из ярких эпизодов в истории культурной Москвы Основу кружка составляли Островский, Мей, Филиппов, Эдельсон, скульптор Рамазанов; артисты сцены: Щепкин и Самарин... Из петербургских писателей бывали Григорович, Тургенев, Майков... Частым гостем салона был художник Павел Андреевич Федотов, написавший портрет поэтессы в феврале — мае 1850 года в доме Ростопчиных (слева)
Критика в конце жизниВ.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту содержания и «служение богу салонов»Н.Добролюбов и Н.Чернышевский осуждали произошедший во взглядах Ростопчиной поворот в 1850-е, обвиняя её в ретроградстве (поэтесса не принимала идеи ни западников, ни славянофилов, дистанцировалась от политических дискуссий, общественных проблем) …Но вы какому-то французуСвободу поносили вслухИ русскую хвалили музуЗа подлый склад, за рабский дух,Меня тогда вы не узнали,И я был рад: я увидал,Как низко вы душою пали… Мне жалко вас. С иною дамойЯ расквитался б эпиграммой,—Но перед вами смех молчит,И грозно речь моя звучит:Покайтесь грешными устами,Покайтесь искренно, тепло,Покайтесь с горькими слезами,Покуда время не ушло!..
Встреча с А.ДюмаВ 1857 графиня тяжело заболелаВ 1858 году с умирающей сорокашестилетней Ростопчиной в Москве познакомился путешествовавший по России Александр Дюма-отец. В своих путевых заметках он записал: «Она произвела на меня тягостное впечатление; на ее прекрасном лице уже отражался тот особый отпечаток, который смерть налагает на свои жертвы... Разговор с очаровательной больною был увлекателен... Графиня пишет как прозой, так и стихами не хуже наших самых прелестных женских гениев». Федор Иванович Тютчев писал в письме, что в тот вечер Дюма стоял перед «милейшей Додо» на коленях...
Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)
В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к литературной ее деятельности, получится описание самой обычной жизни барышни и дамы, жившей в первой половине минувшего столетия. Барышня, дама - вот образы, прежде всего встающие перед нами в биографии поэтессы, некогда славной, ныне забытой. В стихах ее довольно найдется формальных промахов, плохих рифм, образов, устарелых даже в ее время. Ее поэзия не блистательна, не мудра и не глубока. Это не пышная ода, не задумчивая элегия. Это -- романс, таящий в себе особенное, ему одному свойственное очарование, которое столько же слагается из прекрасного, сколько из изысканно безвкусного. Красивость, слегка банальная, -- один из необходимых элементов романса. Пафос его не велик. Но тот, кто поет романс, влагает в его нехитрое содержание всю слегка обыденную драму души страдающей, хоть и простой. В наши дни, напряженные, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить ее чувства, простые и древние, как земля, которой вращенье, очарованье и власть вечно священны и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зеленые весны, щелк соловья и лунная ночь! Пускай же хоть иногда осеняют их легкими своими крыльями святая простота и родная сестра ее - святая банальность. 1908
Используемые источники информации и изображенийВикипедия http://yls.su/rostopchina_e_phttp://poets-necropol.narod.ru/rostopchina.htmlhttp://www.rulex.ru/01170386.htmhttp://www.voskres.ru/literature/library/ganisheva.htmhttp://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19422&cat_ob_no=14046