Открытый урок по теме: «Почему должен гибнуть человек?» По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри В.Г.Белинский
Словарная работа На уроке в выступлении вы будете употреблять термины и слова. Вспоминаем их значение и произношение. Образ в литературе - художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
Слово учителя Во время речи учителя звучит музыка Игоря Талькова «Россия». (Фрагмент звон колоколов).
Проверка домашнего задания: Рассказать о жизни Мцыри в монастыре. Характер и мечты юного послушника. Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подтвердить цитатами из текста.
Слово учителя Докажите эту мысль строчками из поэмы. («Я знал одну лишь думы страсть.»)
Работа с текстом Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время скитаний?
Роль пейзажа в поэме Что особенного вы заметили в пейзаже? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Описание природы Докажите, что здесь нарисован романтический пейзаж? Нашел ли Мцыри ответ на вопрос, прекрасна ли земля? Зачем живет человек?
Вывод: пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина разделена потоком - одиночество, отчаяние, облака, непрерывно стремящиеся на Родину. Вывод: пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина разделена потоком - одиночество, отчаяние, облака, непрерывно стремящиеся на Родину.
Анализ эпизодов Какие эпизоды, как вы думаете, важны для раскрытия образа Мцыри?
Работа по иллюстрациям Чьи иллюстрации больше соответствуют представлению о герое?
Почему должен гибнуть человек? «Обобщая сказанное о Мцыри, мы видим перед собой поэтически возвышенную натуру, выносливого, смелого, бесстрашного, мужественного, целеустремленного, твердого, гордого и отважного человека, отвергающего жалость и сострадание. Два круга: свобода и неволя… Но самое страшное для героя то, что путь его в открытом пространстве замкнут. Он движется по кругу. Истоки трагедии в условиях, которые окружали его с детства. Общество лишило его связи с людьми практического опыта, знания жизни, сделав «цветком тепличным».
Слово учителя После речи учителя звучит музыка Игоря Талькова «Россия». (Фрагмент - звон колоколов).