Презентация к уроку в 10 классе по драме Н.А. Островского «Гроза» Учитель МОУ СОШ № 7 г.Балашова ТРАПКОВА Надежда Николаевна 2009 г.
«Благословляю я… следовать всем христианским законам и жить с женой совместно и в правде с верой творя волю божью и соблюдая заповеди его… домочадцев своих, наставляя не насилием, не побоями…» « Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, русской культуры». (Г.П. Федотов).
проблема любви в пьесе связана с пониманием и оценкой характера Бориса.
Чем является любовь Катерины – ослеплением, разрешительной страстью или прозрением, высшей ценностью в жизни?
Понять значительность образа Бориса у Островского, внутреннюю идею, выраженную в этом герое и связанную с раскрытием глубинных основ русского национального характера, нам поможет сравнение его с другим Борисом в русской литературе – героем «Сказания о Борисе и Глебе», созданного в начале ХП века.
ВЫВОД ПЕРВЫЙ: Герои обоих произведений – неповинные жертвы за грехи отцов своих и за грешный мир. Смерть князя Бориса в «Сказании» есть в какой-то мере расплата за грехи его дяди и отца, совершенные им до святого крещения. Бесправное положение Бориса в «Грозе», «неволя», в которой он оказался, - тоже следствие греха отца, нарушившего волю родителей, женившись «на благородной». Бабушка своим завещанием хотела восстановить нарушенный закон почитания воли родителей, послушания старшим.
- Как же святость «блаженного» Бориса отражается на героях «Грозы»? Катерина и Борис отказываются и не желают бороться за свою любовь. Борис не хочет бежать с Катериной, как бежали Кудряш с Варварой. Все это объясняется «кротостью» героев, смирением перед нравственными законами, любовь их греховна, преступна, безнравственна, т.к. находится вне семьи.
- С появлением Кабановой, какая проблема возникает в пьесе?
Глубоко понять характер Кабановой и объяснить ее поступки невозможно без изучения «Домостроя», без знания о двух типах русской святости, выраженных в ХУ1 веке в русских святых: Ниле Сорском и Иосифе Волоцком.
Вывод ВТОРОЙ: Значит, Кабанова, согласно «Домострою», видела свой долг и свою обязанность в том, чтобы учить и наставлять своих детей, чтобы сохранить семью, поддерживать «Закон» и «Порядок» в доме. А «порядок», убеждена Кабанова, можно поддерживать только страхом, только страх может удержать от греха. Она извлекает из Библии и Домостроя именно те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм.
- Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала И звали эту девушку Катерина.
Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу? Пойти вопреки Божьей воле? Любовь?
- Да, мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась… Как же ей жить дальше? И в грехе перед всеми раскаялась, но не стало легче…Вернуться к мужу и к свекрови невозможно: там все чужое. Один путь – в Волгу.
- Для нее не умереть по своей воле, а продолжать существовать в лицемерии, притворстве, обмане – вот что греховно. - Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, лжи, жестоких законов. Смелая и бескомпромиссная, она полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса. - Свободолюбивая, она постоянно испытывает домашний гнет, вынуждена сносить бесконечные и несправедливые попреки свекрови.
ВЫВОД ПО УРОКУ: - Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой. - В Катерине торжествует жизнелюбие русского народа, который искал в религии не отрицание жизни, а утверждение ее.