Полное имя — Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению — ирландец. Родился 16 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать — светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении и считавшая свои приёмы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.
После окончания королевского колледжа в Эннискиллене (1864-1871) Уайльд поступил в Тринити колледж в Дублине (1871-1874), а затем в 1874-78 годах учился в Оксфорде, окончив его с отличием. Ещё во время учебы Уайльд искрил остроумием, был настоящим позером, но, тем не менее, в 1878 году получил премию Ньюдигейт за поэму "Равенна". В начале 1880х годов Уайльд начал завоевывать авторитет не только в университетской среде, но и в высшем свете Лондона, используя свой основной козырь - остроумие и юмор. Вскоре газета "Punch" написала сатирическую статью об Уайльде, противопоставив его эстетам на почве их "немужской" преданности искусству. Тогда же прошла премьера оперы "Терпение", в которой герой Бёрнтоне, "чувственном поэте" был копией Уайльда. В ответ на этот негласный удар Оскар в 1881 году написал произведение "Poems".
В 1884 году Уайльд женился на Констанс Ллойд, дочери одного из успешных дублинских адвокатов. В следующем году у них родилась дочка Сирил, а еще через год - дочка Вивиан. Тем временем, Уайльд стал редактором "Pall Mall Gazette", а в 1887 году - редактором "Woman's World". В эти годы он издал свое собственное произведение «The Happy Prince and Other Tales" - романтическая аллегория в форме сказки. Будучи достаточно тщеславным, Оскар Уайльд был сильно зависим от мнения толпы. Ему постоянно требовалось общественное одобрение. В поисках его Уайльд отправился за океан, где в течение 1882 года читал лекции в США и Канаде. В анонсе его выступлений была такая фраза: "Мне нечего вам представить, кроме своего гения". По возвращении в Англию, Уайльд решил почитать лекции о своих впечатлениях об Америке.
Практически все основные работы Уайльда были созданы и опубликованы в последние годы его жизни. Например, в "The Picture of Dorian Gray", 1890, Уайльд совместил элементы готической новеллы с греховностью французского декадентства. В "Intentions", 1891, состоящей из нескольких ранее опубликованных эссе, Уайльд определил свое отношение к искусству, заимствовав идеи у французских поэтов Теофила Готье и Шарля Боджелера, а также у американца Джеймса Уистлера. В том же году свет увидели две отдельные работы - "Lord Arthur Savile's Crime" и "A House of Pomegranates".
Тем не менее, наибольшим успехом всегда пользовались комедии Уайльда, поставленные в театре. Первым успехом стала пьеса "Lady Windermere's Fan", в которой устаревшая французская драма благодаря юмору Уайльда обрела новую жизнь. Вторая комедия о жизни высшего общества, "A Woman of No Importance", 1893, убедила критику, что Уайльд - это "высшая марка" английской драмы. В 1895 году появились еще две известнейшие пьесы - "An Ideal Husband" и "The Importance of Being Earnest". В последней, величайшем достижении автора, элементы фарса трансформируются в эпиграммы, которые внешне весьма банальны, но наиболее глубоко отражают суть викторианской Англии.
Близкая дружба Уайльда с Альфредом Дугласом, с которым он познакомился в 1891 году, привела в ярость маркиза Квинсберри, отца Дугласа. Он обвинил Уайльда в гомосексуализме, и тогда писатель подал иск о защите чести и достоинства. Несмотря на блестящие показания, Уайльд был приговорен в мае 1895 года к двум годам тяжелых работ. Большую часть срока он провел в Ридинг Голе, откуда писал длинные, полные страсти и любви, письма для Дугласа (они опубликованы были только в 1905 году). В мае 1897 года Уайльд вышел на свободу, однако его дела оказались на грани банкротства, поэтому он отправился во Францию, надеясь там поправить свое благосостояние за счет литераторства. В балладе "The Ballad of Reading Gaol", 1898, Уайльд поведал о нечеловеческих условиях содержания заключенных. В конце жизни Уайльд снова сошелся с Дугласом. Альфред Дуглас
Последние дни жизни Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек». Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. Поклонницы писателя оставляли поцелую на белом могильном камне, поэтому пришлось закрыть памятник, но преданных поклонниц и это не остановило.
Памятник