Общая характеристика истории и литературы ХХ века Литература — “очевидец истории”?
Цели и задачи исследования: изучить события истории и освещение их в литературе;вспомнить основные исторические события ХХ века и показать, как они отражены в литературе; уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом; воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.
Гипотеза исследования Если бы русские писатели и поэты отвернулись от человека в то время, когда Россию захлестывала стихия жестокости, то произошла бы деградация личности
Ход исследования Проанализировали основные исторические события ХХ века по информационным источникам;изучили литературные памятники данного периода;сопоставили произведения литературы с соответствующими событиями истории;проанализировали идейное содержание памятников поэзии и прозы ХХ века;обобщили полученную информацию и сделали выводы
Начало ХХ века Историческое событие: Борьба за сферы влияния Франции, Англии, Германии, России. Духовный кризис.Литература критического реализма; модернистское искусство. Лик Медузы, лик грозящий,Встал над далью темных дней, Взор - кровавый, взор - горящий, Волоса - сплетенья змей. Валерий Брюсов
1904-05годы Историческое событие: русско-японская война.Литература: Л. Н. Толстой статья «Одумайтесь», Л. Андреев «Красный смех».И тут впервые я почувствовал это. Я ясно увидел,что эти люди, молчаливо шагающие в солнечномблеске, омертвевшие от усталости и зноя,качающиеся и падающие, что это безумные. Они незнают, куда они идут, они не знают, зачем это солнце,они ничего не знают. У них не голова на плечах, астранные и страшные шары. Л. Андреев «Красный смех».
1905-07годы Историческое событие: 1-я русская революция.Литература: М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина»; политическая лирика.В ту ночь до рассвета мелькала иголка: Сшивали мы полосы красного шелкаПолотнищем длинным, прямым…Мы сшили кровавое знамя свободы,Мы будем хранить его долгие годы,Но мы не расстанемся с ним! Н. Тэффи
1914-18 годы Историческое событие: 1-я мировая война.Литература: не было равнодушных. Война мне всю душу изъела.За чей-то чужой интересСтрелял я в мне близкое телоИ грудью на брата лез. С. Есенин «Анна Снегина»
1917 год Историческое событие: 2-я русская революция.Литература «революционного героизма».Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем,Мировой пожар в крови-Господа, благослови! А. Блок «Двенадцать»
1918-20гг Историческое событие: гражданская война, военный коммунизм. Литература: «революционный героизм», эмигрантская, советская.- Дай мне, бабка, зелий приворотных, Сердцу песен прежних, беззаботных, Отдыха глазам.- Милый внучек, рада б, да не в силах: Зелья те цветут не по лесам, А в сырых могилах. И. Бунин
До 40-х годов Историческое событие: строительство нового государства.Литература: эмигрантская, советская. Той, где на монетах -- Молодость моя, Той России -- нету. -- Как и той меня. М. Цветаева
1941-45ггИсторическое событие: Великая Отечественная война.Литература: военная поэзия и проза. Когда я называю по привычке Моих друзей заветных имена, Всегда на этой странной перекличке Мне отвечает только тишина. А. Ахматова
60-е годы Историческое событие: «оттепель», «заморозки».Литература: «деревенская проза», «шестидесятники». Ситуация ошарашивает. И уже невозможно молчать! Надо нам научиться спрашивать. А тем более – отвечать! Р. Рождественский
конец 70-х -начало 80-х годов Историческое событие: «застой».Литература: «андеграунд», СМОГ, диссиденты. Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой… Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины… М. Веллер «Дети победителей»
1985 – 91 годы Историческое событие: «перестройка».Литература: новая эпоха - внутренняя свобода. Когда-нибудь, в час неясный и сонный Снова проснуться - в глазах облака. Придет этот час, И я уйду вместе с солнцем Дорогой, ведущей в закат. Б. Гребенщиков
Последнее десятилетие Историческое событие: Мир, надежда, экономика, война.Литература: «мотив тупика и катастрофы». Никогда и нигде ничего я не видел красивей Этих рвущихся в высь, этих гордо горящих огней! Ты ведь выдержишь все и весной возродишься, Россия, Чтоб потом с каждым днем становиться сильней и сильней! А. Кожемякин
Результаты исследования
Выводы: В двадцатом удивительном столетье,Польстившись на избранничествастимул,Россия показала всей планете,Что гений и злодейство совместимы.
Список использованных источников 1) Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. Для учащихся 11 кл. средней школы: В 2 ч./ Под. Ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1994.2) Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя /. В. Агеносов, Э. Л. Безносов и др. – М.: Дрофа, 2000.3) Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии / Сост. К. Ф. Нестерова. – М.: ИМА – Кросс, 1994.4) http:// graphite. h1.ru