Образ реки в лирике Степана Широбокова Увинский районМОУ «Ува-Туклинская СОШ» Участник РуководительРоманова Анастасия НазыроваЛеонидовна Елена Анатольевна
«Родниковый край» - так называет наш народ землю, где испокон веков жили удмурты Во многих стихах пишет о Чепце и Каме – жемчужинах нашего края - Степан Широбоков
Ой, широк речной просторСредь лесов, полей и гор,Высока твоя волна,Кама- Камушка!На волнах качаешь тыПароходы и плоты,Многоводная река,Кама славная!Загляделась неспростаВся лесная красотаВ зеркала твоих глубин,Кама синяя!На волнах качаешь тыНаши песни и мечтыИ, как песня, льешься вдаль,Кама милая!Поглядишь – душа поет,Как ты взламываешь лёд С каждой новою весной,Кама вольная!Слышу, слышу я, твой сын,Ровный гул твоих турбин,Кама – песня, Кама – свет,Кама – Камушка! После первых летних грозЛуг шумит травою,И в разгаре сенокосНад рекой Чепцою.Смех и песни на лугу,Нет конца напевам.Я – на правом берегу,Милая – на левом.За косилкой – ровный следВ сажень шириною.Там, где ей проходу нет,Я пройду с косою.Полюбуйся взмахом рук:Мерные движения.Это мы поемный лугВзяли в окружение.Дни наполнены трудом,Время мчится быстро.Пролетает день за днём.Как за искрой искра.Cкоро солнце будет вновьС горизонтом вровень.За рекой – моя любовь.Лодка наготове …
1. Вид лирики: пейзажно-философская2. Тематическая направленность: река Чепца3. Картины – образы:- луг, сенокос, косилка, коса- песни и смех, напевы- милая, лодка, весла, любовь- Чепца, правый и левый берег4. Идея: красота речного простора реки Чепца служит фоном для реалий жизни: труд, любовь … 1. Вид лирики: пейзажно-философская2. Тематическая направленность: река Кама3. Картины – образы:- леса, поля и горы- волны, песни и мечты- Кама вольная, Кама синяя, Кама – Камушка, Кама – песня, Кама – свет, Кама славная, Кама милая4. Идея: показана красота речного простора, а самое главное, своего родного края
После первых летних грозЛуг шумит травою,И в разгаре сенокосНад рекой Чепцою
5. Мир лирического героя : Умеет ощущать (Что?): - красоту природы - просторы лугов, полей - предвестие любви - быстротечность жизниУмеет радоваться (Чему?): - родному пейзажу - окружающему миру - ожиданию встречи с любимой - мирному созидающему труду 5. Мир лирического героя : Умеет ощущать (Что?): - красоту природы - настроение природы - просторы мира - обыденность повседневной жизниУмеет радоваться (Чему?): - родному пейзажу - окружающему миру - бесконечности бытия
Cкоро солнце будет вновьС горизонтом вровень.За рекой – моя любовь.Лодка наготове
6. Художественное пространство: - время- поемный луг- от правого берега к левому- земное (взгляд лирического героя непосредственно на земле)7. Лирический сюжет : - восхищение 6. Художественное пространство: - даль- широта- низ- глубина 7. Лирический сюжет : - от восхищения к светлой грусти
8. Художественные средства:- олицетворение (Луг шумит, Время мчится, Пролетает день)- метафора (Дни наполнены трудом, За косилкой – ровный след В сажень шириною) 8. Художественные средства:- олицетворение (На волнах качаешь ты пароходы и плоты, загляделась неспроста вся лесная красота, взламываешь лёд)- метафора (на волнах качаешь ты наши песни и мечты, душа поет)- эпитеты (Кама славная, Кама синяя, Кама милая, Кама вольная)
Таким образом, в стихотворении «Кама-Камушка» передано восхищение лирического героя рекой, её мощью, показана любовь к природе и родному краю. В стихотворении «Над рекой Чепцою…» образ реки служит лишь фоном для выражения настроения и мыслей лирического героя