Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди» М Горький.
Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников XΙX века.
В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.
Художественный мир произведений Н.С.Лескова Фольклорные мотивы: лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры.Сюжет проникнут сказочными, былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.Документальность изображения.Широчайшая картина русской жизни создана в малых жанрах (повесть, рассказ)
Герои необычны, неожиданны и самобытны: бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои.Живая русская речь, которая наиболее ярко запечатлена в фольклорной традиции.
Тема урока:Духовнаякрасотачеловекав повестиН.С.Лескова«Очарованныйстранник»
Раскрыть смысл названия повести «Очарованный странник»Определить особенности и изображение русского национального характераФормирование:Учебно- познавательных компетенций: самостоятельная познавательная деятельность, способы организации: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка.Информационных компетенций: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. Коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, коллективе.
Содержание повести «Очарованный странник» .Основные эпизоды из жизни главного героя .Особенности жанра «повесть».Значение слов «праведник», «очарованный» .
Уметь Анализировать, делать выводы, обобщать. Проводить литературное исследование.
«Очарованный странник» 1873 г. Замысел повести возник, скорее всего, во время поездки писателя в Валаамский монастырь на Ладожском озере летом 1872г.Впечатление от поездки нашли отражение в очерке «Монастырские острова на Ладожском озере» и в І главе «Очарованного странника»«Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» - первоначальное название повести.
Задания:Определите жанр. Обоснуйте.Как вы восприняли название повести?Объясните значение слова «странник».А ОЧАРОВАННЫЙ странник?
Повесть – эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.«Очарованный» – околдованный.Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
Кто он, странник?Очарованный странник в повести, кто он?Расскажите о нем. Каков его жизненный путь?
История жизни Ивана Флягина Детство и спасение семьи графа К.Вынужденное бегство из дома.Служба в няньках у офицера.Поединок с Савакирием и татарский плен.Служба у князя ремонтера (ремонтер – офицер, занимающийся закупкой лошадей) и история с Грушенькой.Солдатская служба.Скитания и приход в монастырь.Жизнь в монастыре.
Вопросы:Кто такой праведник. Можно ли назвать героя Лескова праведником?А как же его грехи? Назовите их.Так кто же он, Иван Флягин, грешник или праведник?
Праведник –Праведник –У верующих – человек, который живет праведной жизнью.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
Н.С.Лесков через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь, любовь к своему народу, родине, природе. Это основные черты русского национального характера.
Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди» М Горький.