Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (обучающий тест)
Поэма-эпопея создавалась Н. А. Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства: а) дворян; б) передовой части крестьянства; в) разночинцев.
2. Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по великой русской земле в поисках: а) счастливого человека; б) правды; в) хорошего хозяина.
В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» Среди счастливых называют: а) попа, купца, боярина; б) солдата, крестьянина, мастерового; в) пьяницу, странника, разбойника.
Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязанными». Это указывает на то, что действие поэмы происходит: а) до отмены крепостного права; б) во время реформы 1861 г.; в) в пореформенное время.
В поисках счастливого человека мужикам помогает сказочный персонаж: а) ведьма, корявая Дурандиха; б) ворон, птица умная; в) говорящая птица-пеночка.
В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник признается, что его трудно назвать счастливым, пото му что: а) «крестьянин сам нуждается», а поп «живет с одних крестьян»; б) «угоды наши скудные»; в) «сплошь почти раскольники».
В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели пытаются узнать, а есть ли «счастие мужицкое, / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями». За рассказ о своем счастье странники обещали налить вина, но «вина бесплатного» налили только: а) старухе, у которой «родилось реп до тыся чи / На небольшой гряде»; б) солдату с медалями, который остался жив и после наказаний, и после сражений; в) надорвавшемуся на работе худому мужику.
Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это почетное звание, по мнению поэта, заслуживают: а) крестьяне-правдоискатели; б) разбойники, грабящие богатых; в) русские писатели.
9. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Потомственный дворянин рассказывает о прежней жизни: «...И жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет». Почему же теперь «все прошло! все минуло!» и слышит барин лишь «похоронный звон»? Потому что: а) расплодились питейные дома; б) сословья благородные у нас труду не учатся; в) отменили крепостное право.
10. Глава «Последыш» посвящена рассказу: а) о последнем счастливом; б) о последнем помещике; в) о последнем народном заступнике.
11. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене Тимофеевне по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то, что: а) имела командирский характер; б) ей помогла жена губернатора; в) ее любил губернатор.
12. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на сердце» девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрена «с девичей холи в ад», потому что: а) Филипп изменился и стал груб с женой; б) семья Филиппа была пьющая; в) семья была большая и сварливая, а Матрена оказалась самой младшей снохой.
13. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то, что: а) немца Фогеля живого в землю закопал; б) убежал в леса с ножищем да с рогатиной; в) не платил подати помещику Шалашникову.
14. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что: а) русские крестьяне умеют работать; б) русский народ умеет терпеть; в) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.
15. Матрена «в ноги губернаторше пала», за то что та не только стала крестной матерью сыну крестьянки, но и помогла вернуть Филиппушку. За это Матрену Корчагину «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Но на вопрос странников, счастлива ли она, крестьянка сурово отвечает: «...Вы затеяли / Не дело — между бабами / Счастливую искать!», потому что, по мнению Матрены: а) потеряны ключи от счастья женского; б) время не пришло; в) счастье будет только за «гробовой доской».
16. Мужики, собравшись, спорили о том, кто всех грешней — кабатчики, помещики, разбойники, но тут странник Ионушка рассказал притчу о двух великих грешниках. Кудеяр-атаман пролил много «крови честных христиан», но потом «совесть злодея осилила», и он стал монахом, а тем ножом, что убивал безвин ных, старец в покаяние стал рубить вековой дуб. Но Господь простил грехи бывшему разбойнику только тогда, когда: а) отшельник убил пана Глуховского, жесто кого и страшного грешника, погубившего много крестьян; б) инок срубил наконец дуб; в) бывший атаман умер и предстал перед Богом.
17. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет»: а) за мать свою, батрачку безответную; б) за Власа-крестного, что помог ему выжить; в) за обойденного и угнетенного, униженного и обиженного русского человека.
18. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг Некрасова: а) Н. А. Добролюбов; б) В. Г. Белинский; в) Д. И. Писарев.
19. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос по эмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой ее доказывает, что по-настоящему хорошо жить только: а) будущему сеятелю; б) крестьянину-правдоискателю; в) народному заступнику.
20. Что значит, по мнению Некрасова, «жить хорошо»? а) Страдать и терпеть. б) Защищать угнетенных. в) Самому стать лучше.