тема 1.Тема- круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения. 2.Заглавие отвечает на вопрос: « О чём книга?» 3.В произведении помимо основной темы есть несколько второстепенных. 4.Тематика-совокупность тем. А.П.Чехов. «Нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя, а посему не робей…Строчи, о чём хочешь: о черносливе, погоде, часовой стрелке, прошлогоднем снеге. Но избегай тем, которые давно заезжены.» А.П.Чехов Короленко : «Вот у вас стоит на столе пепельница: хотите я напишу завтра же о ней рассказ?»
ПРОБЛЕМА 1.Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряжённости между существующим и должным. 2.Проблематика- совокупность проблем, затронутых в произведении. 3.Противоречия: Личность- общество Творец- искусство Человек- история Человек- человек Человек- природа Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем
Проблематика – отражает те или иные стороны общественной жизни, разные свойства, отношения изображаемых характеров. Проблематика может быть: А/ нравственно-этическая Б/ философская В/ социально-политическая Г/ семейно-бытовая Д/ религиозная Е/ национально-историческая Ж/ мифологическая и т.д. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными для многих произведений. (Жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло, «отцы» и «дети», проблемы трагического и комического, прекрасного и безобразного в жизни и искусстве).
Идея: Идея: 1.Сущность отношения писателя к жизни. 2.Главная обобщающая мысль. 3.Авторское отношение к изображённому. 4.Вариант решения главной проблемы.
Идея А.Блок: «От истины ходячей всем стало больно и смешно.» Художественная Нет истинной или ложной Связана с оценкой предмета Многозначные художественные образы
С ю ж е т последовательность, ход событий, составляющих содержание художественного произведения. «А любит В,В не любит А; когда же В полюбил А, то А уже не любит В.» А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». И.А.Крылов. «Цапля и Журавль.» И.Ильф, Е.Петров: «Ни у кого не украдено и в то же время не своё.»
Внесюжетные элементы
Композиция художественного произведения (элементы сюжета) 1.Пролог -своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого. 2.Экспозиция-условия, которые вызвали к жизни конфликт. 3.Завязка действия - события, с которого начинаются действия. 4.Развитие действий - ход событий. 5.Кульминация - решающее столкновение борющихся сил. 6.Развязка - разрешение изображаемого конфликта. 7.Эпилог – часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами.
Особенностями композиции также могут быть: контрастное построение (на основе противопоставления) рассказ от лица автора или от лица героя повествование с обрамлением, или кольцевая композиция включение различных отступлений, вставных эпизодов, подробных описаний непоследовательность событий, нарушение хронологии ведение развития действия в разном композиционном ритме, с разным количеством кульминаций (так, центральными событиями в «Преступлении и наказании» могут считаться помимо убийства все напряженные диалоги главного героя с его духовными «оппонентами» – Порфирием Петровичем и Соней Мармеладовой) раскрытие литературного образа через композиционное сопоставление его с другими героями (Печорин – через сравнение с Грушницким, Вернером, Максимом Максимычем) композиционную роль в произведении могут также играть описания природы (финал романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева), детали предметного мира (дорожная шкатулка Чичикова) и т.п. произведение может содержать предысторию, предшествующую основным событиям.
Пафос – эмоциональное, художественное выражение идей или, по определению Белинского, «поэтических идей». В большом художественном произведении всегда много характеров, отсюда и полифоничность (многоголосие) пафоса. Но всегда доминируют два-три вида пафоса (героический, патриотический, драматический, например в романе «Война и мир»; сатирический и комический – в «Мертвых душах»; романтический – в «Мцыри»; романтико-революционный – в ранних произведениях М.Горького; сентиментальный – в романе Достоевского «Бедные люди». Идейно-эмоциональный настрой – это пафос произве
Конфликт – изображение в произведении противоречий эпохи, борьба между группами действующих лиц или отдельными персонажами, противоборство характеров, идей, настроений. Конфликты бывают: Социальные – столкновение интересов определенных общественных групп. (например, людей с буржуазно-мещанскими взглядами и людей, готовящихся строить новое, подлинно-человеческое общество,…) Нравственные – например, в столкновении доброго, совестливого человека с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы. Психологические – борьба отдельных противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Философские Социально-исторические – например, человека передовых убеждений с бездуховной, беспринципной социальной средой. Интимно-личные – борьба между личными желаниями и общественным долгом. Между характером и обстоятельствами. Конфликт характеров – то есть, героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе героя между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействиями внешних обстоятельств. Конфликты также могут быть: производственные, семейно-бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми», между старым и новым, общественным и антиобщественным, между богатыми и бедными и т.п.
Художественные приемы Портрет – описание внешности героя (Наряду с изображением внешности человека, черт его лица, его одежды, обратить внимание на «внутренний портрет» – совокупность черт характера, мира душеных переживаний. Большое значение имеют портретные характеристики героев в творчестве М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», И.С.Тургенева , «Отцы и дети», И.А.Гончарова «Обломов», Л.Н.Толстого «Война и мир» т.д.) Интерьер – описание внутреннего убранства помещений. Интерьер способен влиять на развитие событий: 1/деталь приобретает символическое значение (кремовые шторы у Турбинных; свеча в «Докторе Жтваго»); 2/создание определенной атмосферы в целом (комната-гроб Раскольникова); 3/влияние на поступки персонажей (шкаф и детская в «Вишневом саду»). Интерьер характеризует социальный статус (богатство – бедность, аристократизм – мещанство, образованность – невежество); черты характера (самостоятельность – стремление к подражанию, наличие вкуса – безвкусица, практичность – бесхозяйственность); сферу интересов и взглядов (западничество – славянофильство, любовь к чтению – безразличие к нему, род деятельности – бездеятельность). 3. Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, внутренний монолог – (развернутое высказывание героя, мысленно обращенное к самому себе), диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей). Особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя. Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи. Характеристика героя другими действующими лицами. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им (приём антитезы). (Способствует усилению выразительности резко противопоставить противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц). Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж. Художественная деталь. Она является дополнением портретной характеристики, подчеркивает и раскрывает характер человека, зачастую говорит о его привычках, образе жизни и т.д. К художественной детали прибегают практически все писатели. Но наибольшую смысловую нагрузку она несет в творчестве Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.П.Чехова.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Основные роды и жанры литературы Лиро – эпические жанры Басня – короткий нравоучительный рассказ с моралью. Поэма – крупное стихотворение с сюжетной организацией. Баллада – песня с драматическим развитием сюжета. Роман в стихах.
Художественные направления: КЛАССИЦИЗМ – литературное направление, возникшее в России во второй четверти ХVIII века, опиравшееся на культ античности и разума, связанное с просветительской идеологией, характерной для продолжателей реформ Петра 1 СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – литературное течение конца 18 – начала 19 века, характерное возведением чувства, а не разума в основной оценке добра и зла. РОМАНТИЗМ – направление в русской и европейской литературе к.18 – начала 19 в. Главным предметом изображения в романтизме становится человеческая личность. Романтический герой – это сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать окружающий мир. Романтический герой, в силу своей исключительности и необыкновенности, несовместим с обществом людей, он чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью, он способен действовать лишь в исключительных обстоятельствах. РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление, строящийся на принципах художественного историзма, изображающий «типических героев в типических обстоятельствах».
Задание №5 Определите тему, идею, проблематику произведения. К какому литературному направлению относится произведение? Каковы особенности композиции романа? Какие художественные приемы использует И.А.Гончаров в описании своих героев в романе «Обломов»?