Литературный процесс 20-х годов Цели урока: Практическая подготовка к ЕГЭ по литературе;Знакомство с литературным процессом 20-х годов 20 века;Повторение теории «литературные направления начала 20 века».
Подготовка к ЕГЭПоследняя туча рассеянной буриОдна ты несешься по ясной лазури.И скучно, и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды.
Подготовка к ЕГЭПрирода – сфинкс. И тем она вернейСвоим искусством губит человека.Что, может статься, никакой от векаЗагадки нет и не было у ней.
Системы стихосложенияТоническое стихосложение (16 век)Силлабическое стихосложение (17 век, 1613 год)Силлабо – тоническое стихосложение (18 век)
Живые традицииРеволюция 1917 года высвободила такую мощную творческую энергию, таившуюся до поры до времени в недрах народных масс, что культурный взрыв 20-х годов по своей значимости оказался сопоставим с эпохой Серебряного века.Октябрь 1917 года стал важной вехой в творчестве подавляющего большинства художников: чей-то талант развился, кто-то пережил творческий кризис, но почти всякий стал писать иначе.Появилось немало новых писателей и поэтов, чьё дарование, возможно, не смогло бы настолько раскрыться в иных социальных условиях. Возникло такое мощное и далеко не однозначное явление, как советская литература.
Живые традицииПервая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это многообразие было закреплено в 1925 году резолюцией «О политике партии в области художественной литературы»6 «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области»Назовите существующие в 20-е годы литературные течения.Имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты, анархисты-биокосмисты, форм-либристы, эмоционалисты, фуисты, «ничевоки»
ПовторениеК каким литературным течениям принадлежали следующие поэты и писатели в начале 20 века:
Владимир Владимирович Маяковскийфутуризм
Сергей Александрович ЕсенинИмажинизмНовокрестьянская поэзия
Валерий Яковлевич Брюсовсимволизм
Константин Дмитриевич Бальмонтсимволизм
Александр Александрович БлокМладшие символисты
Максим ГорькийРаннее творчество - романтизмЗрелое творчество - реализм
Литературные объединенияРАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе различных объединений пролетарских поэтов.Журнал «На посту» – печатный орган РАПП. Поэтому писателей, входивших в эту группу иначе называли «напостовцы»
Представители РАПП
Литературные объединенияЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и ставший его преемником в советской литературе
Представители ЛЕФаНиколай АсеевБорис Пастернак
Представители ЛЕФаПортрет работы Д. БурлюкаВасилий КаменскийОсип Брик
Литературные объединения«Серапионовы братья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Представители «Серапионовых братьев»К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин
Представители «Серапионовых братьев»Евгений Иванович ЗамятинМихаил Зощенко
Представители «Серапионовых братьев»Вениамин Каверин (Зильбер)Константин Федин
Представители «Серапионовых братьев»Николай Семёнович ТихоновВсеволод Иванов
Литературные объединения«Перевал» — советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах. Организована под руководством Александра Воронского при созданном им журнале «Красная новь». При этом сам Воронский в группу формально не входил, председателем её неизменно был Николай Зарудин.Первоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный и др.), отколовшихся от «Молодой гвардии» и «Октября». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей.
Представители «Перевала»Александр Воронский, советский критик, теоретик искусстваМихаил Светлов (Шейнкман)
Представители «Перевала»Михаил ПришвинАндрей Платонов
Проза и поэзия 20-х годовНесмотря на большое количество поэтов, 20-е годы, скорее, эпоха эпических, а не лирических форм, о чем с горечью говорил Б. Пастернак: «стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания балы личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима»Обсуждение вопроса:Почему именно прозаические формы вышли на первый план в 20-е годы?
Прозаические формыНеобыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две прозаические формы – сказовая и орнаментальная.Сказ – повествование от лица рассказчика-персонажа, обычно выдержанное в форме бытового разговораКакие сказовые произведения вы знаете?
Сказовые произведенияН. С. Лесков «Левша»П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»Б. В. Шергин «Поморские были и сказания»М. Х. Кочнев «Шелковые крылья»М. Зощенко «Юмористические рассказы»
Орнаментальная прозаОрнаментальная проза – высшая форма поэтической речи, характеризующаяся отсутствием границ между прозой и поэзией.Евгений Замятин, Борис Пильняк, Юрий Олеша и др.
Орнаментальная прозаТревожный полусон, тревожная дремота царила.Еще не ушла зима, еще не прошла весна... Но стали смешливеелучи, зашумели гулы...Дул низкий, упругий, треплющий волосы девушки ветерок... Потянуло за город. Побежали мечты.Нарождалась весна.И мы встретились в первый раз
Фантастическая прозаЕ. Замятин «Мы» , А. Н. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»Ю. Олеша «Зависть», М. Булгаков «Собачье сердце» С другой стороны лефовцы отрицали художественный вымысел вообще и противопоставляли ему так называемую «литературу факта»