Урок №1 - История создания. Особенности композиции Урок №1 - История создания. Особенности композиции Урок №2 – «Странный человек»(повесть «Бэла») Урок №3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч») Урок №4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Урок №5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Урок №6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист») Урок № 7 – «Я бы хотел любить весь мир»
Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов «обжигал»,рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.
1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. ) 1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г. ) 1838 - 1840г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие
«С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)
Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе , в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий. Жанровые разновидности романа : Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический
1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: 1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи 2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?
Хронология сюжета Хронология сюжета «Тамань» «Фаталист» «Княжна Мери» «Бэла» «Максим Максимыч» Сообщение о смерти Печорина
1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 2 абзац –ответ возмущенной критике 3 абзац – цель Лермонтова : «создать портрет, созданный из пороков всего поколения» 4 абзац –объяснение , как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»
Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. «Бэла» -восточная повесть «Максим Максимыч» - путевая повесть «Тамань» -разбойничья повесть «Княжна Мери» - светская повесть «Фаталист» - философская повесть Но эти эпизоды существуют не само по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.
В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча. В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча.
Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» -реалистическое содержание. Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» -реалистическое содержание. Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры) . Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.
Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их . Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их . Найдите противоречия в портрете Печорина. Чем вы объясните уменьшительно –ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча? Нравится ли вам Печорин?
Любит ли Печорин Бэлу? Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Почему Бэла сдалась? Победил ли Печорин? Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.
Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип : «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни.
Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Кто он - сочувственный свидетель или непосредственный участник событий? Объясните его «оговорки»: «было у меня свое на уме»; «черт меня дернул пересказать ..все, что я слышал..»; «Хотите пари? –Извольте!»
Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Одинаков ли эмоциональный тон повести? Докажите, что эмоциональный настрой скачкообразный. Почему?
Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Объясните эмоциональную интонацию начала повести. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?
Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?
Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться. Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,.. Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,.. Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по-дружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…
Почему расстроен Максим Максимыч? Почему расстроен Максим Максимыч? Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь ? Что нового мы увидели в Печорине? А как автор относится к Печорину? Кто автор? Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов ,а ведь понять означает простить.
Каковы особенности жанра путевых записок? Каковы особенности жанра путевых записок? Чем отличается от них дневник? Что такое «Журнал Печорина»? Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем?
«Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить» «Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить»
Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему?
Как относятся к «нечистому» месту в городе? Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?
Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Если вновь «не судьба», то какова же «судьба»? Что суждено Печорину?
Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Докажите, что как только он идет к людям - он меняется. Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»? Зачем ему эта «маска»?
Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого? На чьей стороне ваши симпатии?
-Мери отвергает его (не судьба?); -Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!»
Печорин все время себя останавливает, понимая, что все это грешно и преступно. Что же такое счастье? Насыщенная гордость. Но тогда бы Печорин был самым счастливым человеком! Выходит, человек счастлив, когда может поделиться с другими…Но это –жертва, а Печорин не способен на жертву. «Такова была моя участь с самого детства…». Печорин не доверяет людям, любит врагов, борение, он «экспериментирует» на людях. Печорин все время себя останавливает, понимая, что все это грешно и преступно. Что же такое счастье? Насыщенная гордость. Но тогда бы Печорин был самым счастливым человеком! Выходит, человек счастлив, когда может поделиться с другими…Но это –жертва, а Печорин не способен на жертву. «Такова была моя участь с самого детства…». Печорин не доверяет людям, любит врагов, борение, он «экспериментирует» на людях.
Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.
Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей , понимающих его и любящих? Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей , понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?
Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Сами понятия "поединок чести", "дуэль" связаны с благородным сословием, которое претендовало на высокую привилегию "честь", которую надо было отстаивать с оружием в руках. Дело чести заканчивалось либо примирением до поединка, либо самим поединком. Дуэль проводилась по строгим условиям( в России эти условия были намного жестче), которые обговаривались предварительно. Обязательное условие –наличие секундантов, врача.
16 июня. 16 июня. Что делал Печорин в ночь перед дуэлью? Какова роль утреннего пейзажа? Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым? Почему?
Фатум –судьба Фатум –судьба Фатальный –предопределенный роком, судьбой Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше
Чем необычен Вулич? Чем необычен Вулич? Почему Печорин называет его «существом необыкновенным»? Что странно Печорину в поведении Вулича? Убедил ли случай с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?
Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный. Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный.
Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»
Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 И.В. Золотарева, Н.В Егорова «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» -М, «Вако»,2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература» -М, «Просвещение», 1991
Слайд №3, 9, 52 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/933/49933468_LermontovAutoportrait.jpg Слайд№4, 14,27 http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№10 , 56 -http://www.sb.by/_img/2000/07/pic63248.jpg Слайд»15 http://www.pereplet.ru:18000/lenta/images/lermontov.gif Слайд№17 http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/3.jpg Слайд 12,18 –http://s41.radikal.ru/i093/0812/b7/8db7cf25eab6.jpg Слайд№18 -http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/2.jpg Слайд №22 -http://www.tvzvezda.ru/file/0137/2267/3.jpg Слайд№ 12,26 -http://www.1tv.ru/imgsize320x240/PR20070529193144.GIF Слайд№27http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№31 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/933/49933468_LermontovAutoportrait.jpg Слайд»20, 57 -http://www.chelny-week.ru/i_pic/gazeta/2007/24/35_02big.jpg Слайд №32 -http://gennadym.okis.ru/img/gennadym/genamikheev00100.JPG Слайд №№32,35 -http://gennadym.okis.ru/img/gennadym/genamikheev00100.JPG
Слайд №12,28, 29, 55,36 -http://www.mma.ru/show.php?size=large&id=8260 Слайд №37 -http://img-2007-08.photosight.ru/25/2266763.jpg Слайд №43 http://media.kino- Слайд№12,38 http://www.tvzvezda.ru/file/0288/2302/03_2.jpg govno.com/images/knjazhnameri/knjazhnameri_5.jpg Слайд»41 http://homeflowers.ru/yabbse/uploads/post-1309-1188750055.jpg Слайд№12,42 http://ru.viasat.ua/assets/photos/1350/original_9.jpg Слайд№44 http://gazeta.aif.ru/data/mags/stavropol/716/pics/12_03_00.jpg Слайд№46 http://www.kinopoisk.ru/images/shop/38852.jpg Слайд№47 http://gorod.tomsk.ru/uploads/41581/1258719521/21.jpg Слайд №45 http://www.stihi.ru/pics/2007/10/21/1921.jpg Слайд № 16,49 http://vodopad.info/20_.jpg Слайд№50 http://s40.radikal.ru/i088/0808/29/49246e48bb41.jpg Слайд№51 -http://www.proza.ru/pics/2010/01/15/460.jpg -Слайд 53-http://works.tarefer.ru/44/100017/pics/image004.jpg Слайд№ 40,59 http://blago-mh.ru/issues/12/images/2-1.jpg