Но слава Всевышнему, есть Горящие души на свете - Титанов бессмертные дети, Хранящие правду и честь! Проснись, неизвестный герой, Без боя побед не бывает, Весь мир на тебя уповает И скоро пойдет за тобой! Но слава Всевышнему, есть Горящие души на свете - Титанов бессмертные дети, Хранящие правду и честь! Проснись, неизвестный герой, Без боя побед не бывает, Весь мир на тебя уповает И скоро пойдет за тобой! Попов И.В.
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Автор в «Предисловии» „Герой нашего времени“ — это грустная дума о нашем времени... В.Г.Белинский Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова... Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно... Белинский В. Г. Герой нашего времени. «Герой нашего времени» относится к числу книг, которые, пройдя через столетия, сохраняют свою притягательную силу и продолжают волновать умы и сердца многих поколений. Э.Э.Найдич
Год написания: Год написания: 1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году) Год опубликования: 1839-1840 гг. Впервые опубликовано: "Бэла" - в "Отечественных записках" (1839, т. 2, №3); "Фаталист" - в "Отечественных записках" (1839, т. 6, №11); "Тамань" - в "Отечественных записках" (1840, т. 8, №2); первое отдельное издание полностью - СПб., 1840.
Обоснуйте позиции исследователей по вопросу о творческом методе М.Ю.Лермонтова в романе Обоснуйте позиции исследователей по вопросу о творческом методе М.Ю.Лермонтова в романе
Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла в душе человека.
Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.
В.Г.Белинский:«Герой нашего времени» — не собрание разрозненных повестей и рассказов, а единый роман, составные части которого «нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения» (IV, 173). В.Г.Белинский:«Герой нашего времени» — не собрание разрозненных повестей и рассказов, а единый роман, составные части которого «нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения» (IV, 173).
Структура романа Структура романа
Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей? Как вы думаете, зачем писатель изменил порядок частей? В каком произведении вы сталкивались с подобным приемом? С какой целью М.Лермонтов передает повествование разным персонажам?
В центре всех пяти новелл образ Печорина. В центре всех пяти новелл образ Печорина. Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»). Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым подтекстом (конфликт Печорина и «власть имущих», по воле которых он оказался на Кавказе, «правопорядок» которых герой не принимает). Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа. (новаторство). Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций, включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей.
Этот человек не равнодушно, не апатически Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя любопытный предмет для своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения. В.Г. Белинский.
Висковатый П., Михаил Юрьевич Лермонтов: Биография. М., 2004. Висковатый П., Михаил Юрьевич Лермонтов: Биография. М., 2004. Герштейн Э.Г., Судьба Лермонтова. М., 1986. Гусляров Е.Н., Карпухин О.И., Лермонтов в жизни. Калининград, 1998. Захаров В.А., Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. М., 2003. Лермонтовская энциклопедия. М., 1999. М.Ю.Лермонтов: pro et contra: Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2002. Набоков В.В., Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 2001. Предисловие к «Герою нашего времени». Сахаров В.И., Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М., 2004. Торжественный венок. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. М., 1999. Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов. М., 1999.
В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. IV. М, Изд-во АН СССР, 1954, стр. 147. http://lermontov.info/text/o_geroy.shtml В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. IV. М, Изд-во АН СССР, 1954, стр. 147. http://lermontov.info/text/o_geroy.shtml http://ruspoet.virtbox.ru/images/11/hero/010g.jpg http://www.stihi.ru/2008/07/23/1991 http://www.abc-people.com/data/lermontov/liter-n-94.htm http://www.litra.ru/composition/get/coid/00020301184864169680/