Художественное время Урок литературы 7 класс СОШ №86Учитель - Джангалиева С К
Цель: Изучение теоретического материала по теме «Художественное время».Задачи:Углубить представление о литературе как об авторском искусстве слова; ввести понятие художественного пространства и времени; познакомить учащихся с основами моделирования художественного мира.Осуществлять нравственное, эстетическое, экологическое и другие виды воспитания, используя тексты художественных произведений; показать, что литература человекоцентрична, ибо в центре внимания писателя всегда оказывается человек, его мысли, переживания, его взаимоотношения с окружающим миром.Сформировать навыки чтения, понимания, анализа и истолкования художественного текста и художественного мира литературы; развивать познавательный интерес к предмету
ВРЕМЯ
Время – самое драгоценное из всех средств.Теофраст.
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. Г. Державин
Компоненты художественного мира
Характеристика основных видов художественного времени
Приемы Художественного времени Ретардация – замедление Стяжение – сжатие Прием пунктирноговремени Прием нарушениялинейнойпоследовательности
Как строить модель художественного времени (ХВ) Моделирование ХВ – мысленное представление особенностей передачи процесса движения времени в тексте и фиксация своего понимания в виде описания, схемы, рисунка, таблицы.
Алгоритм моделирования
Алгоритм моделирования (продолжение)
Художественное время в стихотворении А. Пушкина «Зимняя дорога». 1. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (настоящее время)
2. По дороге зимней, скучно Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (линейный хронотоп) (однообразное течение времени)
3. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... (протяженность времени через соотнесённость дороги, звуков колокольчика и песен).
4. Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... (все то же настоящее время)
.5. Скучно, грустно...Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.(будущее время – завтра)
6. Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. (круг времени – перенос из настоящего в ту же точку завтрашнего суточного цикла)
7. Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.(настоящее время как продолжающееся)
А. Пушкин. «Зимняя дорога». Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... Скучно, грустно...Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.
Абай Кунанбаев (1845 – 1904 гг)
Абай Кунанбаев - казахский писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой.
В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами ирифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной.
Художественное время в отрывке из стихотворения Абая--------------------------------------------------------Поэзия –властитель языка,Из камня чудо высекает гений.Теплеет сердце, если речь легка,И слух ласкает Красота речений. (настоящее время)
А если речь певца засоренаСловами, чуждыми родному духу, –Такая песня миру не нужна,Невежды голос люб дурному слуху. (всё то же настоящее время,соотносящееся с вечными проблемами добра и зла )
Остальные строки стихотворения попробуйте разобрать самостоятельно в группах: Коран с хадисом славны вязью слов,В них мысль узорно вплетена в реченья.Когда б не рифмы, не соблазн стихов,Пророки бы молчали, без сомненья.Молящийся в мечети мудрый муж,Ученые, чьи в полночь пылки споры, -Все любят красноречие. Кому жНе любо ткать словесные узоры?К стихам стремятся смертные равно,Но лишь избранника венчают славой,Того, чьей мысли золотой даноБлистать стиха серебряной оправой. На старых биев нынче погляжу:Пословицами речь отягощали.Иных певцов глупцами нахожу –Из мусора стихи они слагали.В толпе с кобызом пели и с домброй,Хвалили всех, скитаясь по дорогам.Бродили попрошайками порой,Позоря песню, проклятые богом.Бродяга за подачку расточалДушевный жар свой, теша встречных лестью.На стороне чужой, ценой похвал,Он добивался невысокой чести…
Домашнее задание Освоить ключевые термины темы № 22 «Художественное время»;Составить рабочий словарик;Выполнить 9 задание;По ключевым терминам составить тестовые задания.
Список литературы: В.В.Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З.Шашкина. Русская словесность: мир художественной литературы. А., Атамура, 2007В.В.Савельева,Г.Г.Лукпанова, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. Русская словесность. Хрестоматия: для 7 класса общеобразовательной школы. А., Атамура,2007 Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.«Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005Список произведений Пушкина : материал из Википедии — свободной энциклопедии