«Я считаюсь злым критиком…» «Я считаюсь злым критиком…»
Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи. Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи. Мать, Софья Яковлевна – дочь известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана. Брат, Михаил Фелицианович Ходасевич -известный адвокат. Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница.
1904 - поступил на юридический факультет 1904 - поступил на юридический факультет 1905 - перешел на филологический факультет, знакомство с символистами 1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма) 1914 - «Счастливый домик» (обращение к поэтике пушкинского стиха)
Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу) Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью»)
«Выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933) «Выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933) 1920 - книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой
После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате» Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском»
1915 – статья «Петербургские повести Пушкина» 1918 – статья «О «Гавриилиаде» 1921 – статья «Колеблемый треножник» 1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина»
1922 - живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах 1922 - живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах 1923 - происходит разрыв с А. Белым 1923-25 - помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа» 1925 - переезжает в Париж 1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира» , в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни
Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" , печатается в "Последних новостях" Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" , печатается в "Последних новостях" С 1927 - возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение"
Печатается в журнале «Современные записки» Печатается в журнале «Современные записки» Приобретает репутацию придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика. 1927 - выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь» После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах»
Откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России Откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России Ведет полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища») Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании») Констатирует кризис поэзии
1931 - художественная биография «Державин» (Париж) 1931 - художественная биография «Державин» (Париж) 1939 - мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель)
«Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество — определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» — очерк о Н.Н. Петровской). «Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество — определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» — очерк о Н.Н. Петровской).
Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939. Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.
Отношение к литературе как к духовному подвигу Отношение к литературе как к духовному подвигу Требование сотворчества от читателя как непременное условие здорового развития литературы Ненависть к литературной "улице" Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад.
«История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как именно здесь, а не в прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB. 1914. 10 декабря). Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция» Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода «...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове)
"Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "меняет костюмы и маски с такой быстротой, что сам Фреголи ему позавидовал бы"(о стихах С. Городецкого). Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске
"Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь. 1914. 1 апреля) (Об И. Северянине) "Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь. 1914. 1 апреля) (Об И. Северянине) В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости"
Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн) Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн) В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами" «Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" )
http://hodasevich.lit-info.ru/hodasevich/kritika/hodasevich/kritika-1906-1922.htm http://hodasevich.lit-info.ru/hodasevich/kritika/hodasevich/kritika-1906-1922.htm http://www.hodasevich.su/critic http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/ Богомолов Н . А. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич// Богомолов Н . А . Русская литература первой трети ХХ века: Портреты . Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. – 640 с. А.Куприн. Голос оттуда. 1919-1934. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки. Сост., вступит. статья и примечания О.Фигурновой. М.: "Согласие", 1999. Литература русского зарубежья: Антология 1936-1940. Т. 4. Сост. В.В. Лавров; - М., 1998. – 560 с.