Как писать обзор литературы по медицине?
Смысл обзора Зачем в диссертации нужен обзор литературы?
Смысл обзора Что изучено в исследуемой области? Что не изучено в исследуемой области? Почему проведение исследования актуально? Распространенность проблемы Последствия проблемы Отсутствие данных по изучаемым в практической части работы вопросам Перспективность решения проблемы предлагаемым в практической части работы способом
Смысл обзора-2 Научиться собирать, анализировать информацию и оформлять свои мысли Продемонстрировать научному руководителю свои способности (позволяет принять решение о сотрудничестве)
На каком году работы лучше писать На каком году работы лучше писать обзор литературы?
Когда писать обзор?
Критерии качества обзора
Объем обзора (14 шрифт промежуток 1,5)
Зависимость объема обзора от медицинской специальности (обзор для кандидатской диссертации)
Этапы и сроки подготовки обзора литературы (кандидатская медицинская диссертация)
Ссылки в виде инициалов, фамилии и года печати источника: (В.Б. Козлов, 2004) в виде цифр, соответствующих номеру источника в списке литературы,— [38].
Преимущество оформления ссылок в виде фамилии+год Объем обзора увеличивается на 15% После составления списка литературы при ссылках в форме цифр добавление/ удаление источников невозможно: «едут» номера ссылок Удобство чтения – позволяет понять, когда выполнена работа, российским или иностранным автором, кем именно
СБОР ЛИТЕРАТУРЫ СБОР ЛИТЕРАТУРЫ
Диссертации по медицине
Диссертации по медицине Почти все обзоры литературы создаются с использованием чужих литературных обзоров по заданной теме
Руководства и монографии Возможность глубокого изучения вопроса Иногда содержат обзорные части и список литературы Не забываем про плагиат
Отечественные обзорные статьи Часто дублируют обзор литературы из диссертации автора Печатаются в более сокращенном виде
PubMed – ключевой источник иностранной литературы
Основные принципы поиска в PubMed Использовать MESH Искать через Advanced Search Просматривать Related Articles Упор на полнотекстовые обзорные статьи (Limits – Free Full Text, Reviews)
План обзора литературы
Зачем нужен план обзора литературы План позволяет продемонстрировать научному руководителю, что работа над обзором начата Обзор на одну и ту же тему можно писать по разным схемам В рамках одной и той же схемы можно по-разному расставлять акценты У научного руководителя может быть свое видение плана обзора. В конечном итоге именно на него нужно будет ориентироваться Тщательное планирование обзора позволяет включить в обзор наиболее полную и актуальную литературу по теме Согласование плана с научным руководителем позволяет: минимизировать объем исправлений со стороны научного руководителя минимизировать вероятность появления большого объема исправлений, далеко выходящих за пределы плана обзора минимизировать изменение плана обзора после его утверждения минимизировать вероятность отвержения обзора научным руководителем
Что такое план обзора Хороший план обзора: отражает актуальность исследования и несет в себе идею как правило, его структура соответствует задачам исследования основан на реально имеющейся литературе примерный объем (для кандидатской диссертации) – 1,5 с. хорошо структурирован содержит конкретику (развернут) не содержит двусмысленностей не перегружен излишней детализацией И еще: недопустимо включать в план заведомо невыполнимые пункты иногда полезно указать объем каждого пункта если Вы сомневаетесь в необходимости включения в план каких-либо пунктов или в объеме, в котором необходимо расписывать разделы – выделите их и обсудите этот вопрос с научным руководителем если какие-либо пункты, которые логически должны быть в обзоре, невыполнимы, это нужно донести до научного руководителя, чтобы узнать его реакцию
Типичные ошибки при составлении плана План составляется без предшествующего анализа литературы: Включение в план заведомо невыполнимых пунктов Невключение в план важных пунктов Неправильная расстановка акцентов Названия пунктов и подпунктов формулируются общими словами Включение в план чрезмерно широких пунктов, раскрытие которых заведомо невозможно в объеме обзора Включение в план нерелевантных теме пунктов План написан абзацами, неструктурирован
Согласование плана обзора с научным руководителем План нужно показать научному руководителю в обязательном порядке План нужно согласовывать с человеком, который будет фактически принимать обзор (это м.б. промежуточное звено – например, доцент) Если у Вас 2 научных руководителя и оба они будут править обзор – показывайте план обоим Лучше показывать план в распечатанном виде, в противном случае научный руководитель может его не посмотреть Показывать план нужно в тот момент, когда научный руководитель может уделить ему внимание Не отдавайте план для самостоятельного просмотра – в этом случае высока вероятность, что научный руководитель не уделит ему должное внимание Донесите до научного руководителя комментарии, которые вы обнаружили при поиске литературы (например, об отсутствии литературы по каким-либо пунктам) Задайте руководителю уточняющие вопросы Внимательно запишите ответы и комментарии научного руководителя Любые пожелания научного руководителя по коррекции плана обзора должны быть максимально точно и подробно исполнены. В том числе: удаление разделов добавление разделов (максимально развернутая информация) изменение содержания разделов (максимально развернутая информация) расстановка акцентов
Написание обзора
Написание обзора
Идеальный вариант Проанализировать 180-200 источников по теме и составить их краткий пересказ, соответствующий плану обзора литературы
Средний по сложности и эффективности вариант Перевод иностранных обзорных статей Работа с отечественными обзорами литературы 3. Создание скелета обзора путем компоновки обзорных статей и обзоров
Перевод иностранных обзорных статей 2-4 ключевые обзорные статьи + Introduction и Discussion Выбрать части для перевода Составить список литературы в полном объеме Разбить перевод на пункты, соответствующие плану Вашего обзора
Написание обзора В каждом файле разбейте текст на абзацы таким образом, чтобы в каждом абзаце содержалась отдельная идея Каждый абзац должен нести в себе мысль, что-то доказывать. Прочитайте абзац и подумайте, что он доказывает в контексте Вашего обзора. При необходимости переформулируйте абзац. Поставьте метку, указывающую, в какой раздел обзора будет помещен этот абзац Сформируйте в отдельном файле разделы и подразделы и рассортируйте по ним абзацы Каждый абзац должен содержать ссылку на источник. Каждой ссылке должен соответствовать источник в списке литературы
Перевод дополнительной литературы (абстрактов, статей) Оценить, какие пункты обзора необходимо дополнить Найти подходящий абстракт Перевести его и сослаться на автора Добавить в соответствующий пункт обзора
Стилистика Набор безапелляционных утверждений, не подлежащих обсуждению
Стилистика Наукообразный стиль
Формулировки • ...выявлена у... • ...имеют характер преимущественно... • ...определяется у... • Большое количество работ посвящено... • В литературе есть указания на... • В литературе описаны примеры... • В литературе, посвященной..., значительное место отводится обсуждению... • В многочисленных работах подчеркивается, что... • В работе И. Н. Козлова (2003) подчеркивается, что... • Вместе с тем остается открытым вопрос о... • Данные о состоянии... в литературе представлены работами И. Н. Козлова (2003). • Доказано, что... • Другие исследователи считают, что...
Формулировки • И. Н. Козлов (2003) в результате обследования 1000 больных... установил... • И. Н. Козлов (2003) констатировал у больных... • И. Н. Козлов (2003) наблюдал... • И. Н. Козлов (2003) находит у... • И. Н. Козлов (2003) отмечает у... • И. Н. Козлов (2003) подчеркивает, что... • И. Н. Козлов (2003) показал... • И. Н. Козлов (2003) полагает, что... Эти предположения подтверждаются данными Н. И. Козлова (2003), который наблюдал... • И. Н. Козлов (2003) проводил исследование... • И. Н. Козлов (2003) расценивает... как... • И. Н. Козлов (2003) считает, что... • И. Н. Козлов (2003) указывает на... • И. Н. Козлов (2003) установил... • И. Н. Козлов (2003), изучив..., предлагает... • И. Н. Козлов (2003), исследовав 1000 случаев..., нашел... • И. Н. Козловым (2003) проведено исследование...
Формулировки • Известно, что... и поэтому... • Изучение... показало, что... • Исследования, проведенные И. Н. Козловым (2003) при изучении..., показывают, что... • Кроме того, ...свойственны... • Кроме того, ... • Мнения о том, что... придерживается И. Н. Козлов (2003). • Многие авторы уделяют внимание... • Многие исследователи отмечают... и связывают это с... • На возможность... указывал И. Н. Козлов (2003). • Наиболее показательны данные, которые приводит И. Н. Козлов (2003): ... Наличие... свидетельствует о... • Не существует единого мнения о... • О роли... говорит в своих работах И. Н. Козлов (2003) • Описывая..., И. Н. Козлов (2003) указывает на... • Оценивая..., И. Н. Козлов (2003) отметил... • По данным И. Н. Козлова (2003), ... • По наблюдениям И. Н. Козлова (2003)... • По некоторым данным, ... • Показано, что...
Формулировки • Предметом специального изучения является... • При изучении... отмечено, что... • При психометрическом исследовании, проведенном И. Н. Козловым (2003), у 1000 больных, выявлено... • Противоположные результаты приводит Слава, который получил... • Рассмотрение вопросов... требует предварительного анализа... • Следует учитывать, что... • Случаи поражения... отмечены в исследованиях И. Н. Козлова (2003)... • Согласно данным многочисленных исследований, ... • Согласно результатам исследования И. Н. Козлова (2003), ... • Согласно результатам проведенного И. Н. Козловым (2003) обследования 1000 пациентов... • Установлено, что... • Характеризуя..., И. Н. Козлов (2003) отметил... • Эти изменения могут быть связаны с...
Проверка на антиплагиат
Заключение – важнейший раздел обзора Подводит итог проделанного Вами анализа литературы Обоснование актуальности проведения практической части исследования Содержит авторскую интерпретацию обзора Не должно содержать ссылок на авторов и конкретных данных
Заключение. Новый метод лечение Таким образом, согласно обзору литературы, заболевание X является широко распространенным во всем мире. Заболевание X характеризуется высокой инвалидизацией, смертностью, тенденцией к хронизации. Кроме того, в последние годы наблюдается рост заболеваемости и смертности от заболевания X. Это обуславливает необходимость (своевременного) лечения (профилактики) заболевания X. Вместе с тем существующие на сегодня методы лечения заболевания X являются недостаточно эффективными, обладают множеством побочных эффектов, способствуют формированию лекарственной зависимости и аллергизации, вызывают кратковременный терапевтический эффект, недоступны широким слоям населения вследствие высокой стоимости, что делает актуальной проблему поиска новых методов его лечения. В основе патогенеза заболевания X, лежат изменения на уровне ... систем. В настоящее время разработаны новые методы коррекции ... изменений, характеризующиеся высокой эффективностью и не вызывающие побочных эффектов, оказывающие комплексное и многостороннее положительное действие на течение заболеваний. Эти методы лечения успешно применяются в ... областях медицины. Эффективность этих методов лечения основана на их способности ... и заключается в активации стимуляции .... Методы ... могут оказывать специфическое патогенетическое воздействие на звенья патогенеза что связано с их влиянием на ... Все вышеуказанное свидетельствует о возможности применения препарата У для патогенетического лечения заболевания X. Однако имеются лишь единичные исследования применения препарата У при заболевании X, большая часть из которых проведена на небольшом клиническом материале без оценки влияния препарата У на патогенетически значимые параметры. Изучение этих вопросов является целью настоящего исследования.
Заключение. Новый метод диагностики Таким образом, согласно обзору литературы, заболевание X является широко распространенным во всем мире. Вместе с тем заболевание X характеризуется высокой инвалидизацией, смертностью, тенденцией к хронизации. Кроме того, в последние годы наблюдается рост заболеваемости и смертности от заболевания X. Это обуславливает необходимость своевременной диагностики заболевания X. Однако существующие на сегодня методы диагностики заболевания X являются недостаточно чувствительными, специфичными, сложны в практическом применении, недоступны широким слоям населения вследствие высокой стоимости, что делает актуальной проблему поиска новых методов диагностики. В настоящее время разработаны новые методы диагностики, успешно применяемые при патогенетически схожих заболеваниях: ...в литературе есть единичные описания применения этих методов диагностики при заболевании X. Вместе с тем не выделены четкие диагностические критерии заболевания X, не обоснованы основные принципы его дифференциальной диагностики. Изучение этих вопросов является целью настоящего исследования.
ДОРАБОТКА ОБЗОРА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Основные проблемы, возникающие при написании обзора и их решение
Отсутствие литературы по теме
Недостаточный объем
Недостаточное количество источников
Список литературы
Как определить, что обзор литературы основан на чужих обзорах литературы
ВОПРОСЫ?