Иоганн Вольфганг Гёте
Иоганн Вольфганг Гёте родился во Франкфурте-на-Майне 28 августа 1749 года.
Отец Гёте, зажиточный буржуа, «имперский советник», имевший степень доктора права, сам занимался воспитанием детей.Мать читала сыну в детстве народные немецкие сказки.
Гёте получил превосходное воспитание и образование. Подростком он овладел пятью иностранными языками: латинским. Греческим, английским, французским, итальянским. Он играл на клавесине и фортепиано, занимался рисованием, увлекался фехтованием и верховой ездой.
В 1770 г. Примкнул к литературно-политическому движению «Буря и натиск», которое являлось крупнейшим событием XVIII века.Задачи этого движения: утверждение национальной культуры, воспитание свободной человеческой личности
В это время Гёте создает свои лирические стихотворения, близкие по духу народной поэзии. Они воплотили юношеские переживания поэта, его первую любовь («Фридерике Бирон», 1771), жизнерадостность («Майская песня», 1771), светлый оптимизм («Новая любовь, новая жизнь», 1775)
В лирике Гёте, впервые в немецкой поэзии, нашла живое отражение родная природа «Майская песня», 1771; «На озере», 1775; «Вечерняя песня охотника», 1776 и пр.Человек и природа, живущие одной жизнью, - вот два главных героя лирики Гёте.
Мировую известность получил роман Гёте «Страдания юного Вертера» (1774).
Когда воспитатели духовного училища в Берлине запретили недавно читать «Вертера», один пылкий юноша воскликнул: «Можете забирать у меня книгу, я знаю ее наизусть!»
Пример Вертера в условиях Германии стал заразительным: по стране прокатилась волна самоубийств. Зачитавшись «Вертером», юноши стрелялись – в голубом фраке и желтом жилете, с томиком романа в руках.
Мятущийся, разочарованный в жизни, Гёте мечтал найти выход своими силами в настоящей практической деятельности. Поэтому он принял предложение 18-летнего веймарского герцога Карла-Августа: В 1775 году Гёте переехал в Веймар, столицу крохотного феодального государства, где прожил до конца жизни.
В 1782 году Гёте становится первым министром Саксен-Веймарского герцогства. Ему были пожалованы дворянское звание и титул тайного советника.
Гёте провел ряд реформ, много внимания уделял вопросам культуры и образования, но впоследствии охладел к государственной деятельности, посвятив себя занятиям литературой, наукой и искусством.
В лирике Гёте 1775-1786 гг. звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии, одиночества. Поэт чаще всего обращается к лиро-эпическому жанру баллады. Многие из них, как, например, «Рыбак» (1778) и «Лесной царь» (1782), созданы на материале народных преданий.
В 1792 г. Завязывается дружба Гёте с Шиллером, продолжавшаяся до смерти последнего в 1805 г. В 90-е годы в творческом соревновании с Шиллером Гёте пишет ряд замечательных философских баллад, проникнутых глубочайшим гуманизмом,воспевающих величие человеческих чувств. Это «Коринфская невеста», «Бог и баядера», «Кладоискатель», !Ученик чародея», «Пария» и др.
Вершиной художественного творчества Гёте явилась знаменитая трагедия в стихах «Фауст», над которой поэт работал в течении 60 лет (1771-1831).
Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни.Основные даты творческой истории «Фауста»:1774—1775 — «Urfaust» (Прафауст),1790 — издание «Фауста» в виде «отрывка»,1806 — окончание первой части,1808 — выход в свет первой части,1825 — начало работы над второй частью,1826 — окончание «Елены» (первый набросок — 1799),1830 — «Классическая Вальпургиева ночь»,1831 — «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста».
Состоит из двух частей1 часть: находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен). Обращение к веку пламенной готики, вульгаризмами язык, тяга к монодраме 2 часть: Вторая часть, входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада. Очищается лексика. Появляются стихи античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость
В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные элементы - начало драмы, лирики и эпоса.Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе: реально - бытовые,лирические трагические, фантастические.
Фауст — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы. Он родился, по-видимому, около 1480 года в городе Книттлинген, в 1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но должен был бежать оттуда из-за преследований своих сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого учёного, похвалялся, что может сотворить все чудеса Иисуса Христа или же «воссоздать из глубин своего познания все произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для человечества»
В немецком городе Виттенберге на улице Collegienstrasse имеется мемориальная доска, согласно которой Фауст жил в 1480—1540 году, из них в Виттенберге с 1525 по 1532 год.
Доктор Фауст. Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.
Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Он — символ возможностей и судеб человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях.
В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой; отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и в мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью. Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь», удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в своей поэме пытался возвыситься над ними.
Мефистофель не просто дух разрушения.Он – скептик, который презирает человеческую природу и уверен, что знает о ней всю правду. Он не заставляет людей грешить, торговать своей совестью и душой. Напротив, дьявол оставляет людям право выбора: «Я такой силы часть, что делает только добро, желая лишь злого».
Понятно, что Бог (он в трагедии является аллегорией природы) изначально не верит в победу Мефистофеля, однако достаточно легко позволяет испытывать, искушать, смущать свое творение. По моему мнению, автор стремится показать, что Мефистофель действительности нужен в этом мире. Обладая человеческие страсти, увлечения, нередко сводят человека с правильного пути и даже причиняют боли, дух зла одновременно помогает ей поддерживать в себе стремление к познанию, деятельности, борьбы.
И.-В.Гёте умер в 1832 году, на 83-м году жизни. Его творчество подводит итог литературе немецкого Просвещения.
Презентацию подготовила Тимофеева Анастасия 8 класс Спасибо за внимание!