Гротеск и сатира в творчестве Н.В.Гоголя
Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль, и тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. В. Белинский
Терминология Гротеск. Изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде, основанное на контрастах и преувеличениях. Сатира. Литературная критика определенных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей, которая может иметь различные формы: стихотворную, прозаическую, а также форму пьесы, кинофильма или шутки.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Фантастика и гротеск в творчестве Николая Васильевича Гоголя, впервые встречается в«Вечерах на хуторе близ Диканьки». Волшебно-сказочная фантастика отображается не мистически, а согласно народным представлениям. Чертям, ведьмам, русалкам придаются вполне реальные, конкретные человеческие свойства.
С 1832 по 1834 год Гоголь готовит сборник «Миргород», выстраивая его по контрасту: с одной стороны, героическая историческая повесть « Тарас Бульба», где оживают традиции вольного казачества, идеи и чувства товарищества и братства, с другой - гротеск («Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), комическая и грустная идиллия («Старосветские помещики»).Особняком стоит насыщенная фантастикой демоническая повесть « Вий» о пагубной красоте, которой отдал душу молодой парубок.
Петербургские повести Все повести связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), целостностью ведущего пафоса (развращающая сила денег, разоблачение несправедливости общественной системы). «Петербургские повести» обнаруживают явную эволюцию от социально-бытовой сатиры («Невский проспект») к гротесковой социально-политической памфлетности («Записки сумасшедшего»), от органического взаимодействия романтизма при преобладающей роли второго («Невский проспект») к всё более последовательному реализму («Шинель»).
Замысел «Мёртвых душ» Особенно ярко гротеск и сатиру Н.В. Гоголь отобразил в поэме «Мёртвые души»,которая была написана в 1842 году.Первый том «Мёртвых душ»-лишь одна часть огромного замысла, образцом которого послужила поэма итальянского поэта Данте « Божественная комедия», состоящая из трех частей ( «Ад», «Чистилище», «Рай»).Гоголь предполагал показать идеальных русских людей, которые нравственно очистились, пройдя испытание страданием.
Авторское мнение о поэме В «Авторской исповеди» Гоголь говорил, что родившаяся в нём охота смеяться создаст сама собою множество смешных явлений, которые автор был намерен перемешать с трогательными. Но с каждым шагом поэт всё чаще задавался вопросом: зачем, с какой целью он смеется? Сила его смеха должна была, по его словам ,помочь ему «так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашёл их в себе самом».
Антитеза в поэме Художественный мир в «Мёртвых душах» располагается между правдоподобием и гротеском, которые резче оттеняются на фоне друг друга. Это непосредственно связано с замыслом, с превращением живого в мёртвое и мёртвого в живое.
Естественно, поэма «Мёртвые души» — вовсе не исключительное явление в творчестве Гоголя в плане всевозможных “смещений”, в том числе пространственных и временных, не говоря уж о погрешностях против здравого смысла, формальной логики, соединении несоединимого.
Вывод Гоголь остался верен коренным свойствам своего гения, склонного к гиперболе, к сращению реальной, низкой правды - с чудовищной фантасмагорией. «Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь, С своей карающею лирой.» Н.А. Некрасов.