" глаголом жги сердца людей..."Красота и сила русского поэтического слова
Цели урока:Узнать:Может ли язык народа обходиться без поэзии?Что такое поэзия для языка? О чем говорит русская поэзия?
Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г.Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом — величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы).
Не счастия, не славы здесьИщу я — быть хочу крылом могучим,Подъемлющим родные мне сердцаНа высоту, — зарей, победу дняПредвозвещающей, великих думВоспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы,Которою пред нами горний мирЗадернут, чтоб порой для смертных глазЕе приподымать и святость жизниЯвлять во всей ее красе небесной — Вот долг поэта, вот мое призванье!
быть «крылом» «воспламенителем великих дум» «лекарством душ»« предвозвестником победы дня» быть «глаголом правды» «святость жизни являть во всей красе небесной».
Быть знаменитым — некрасиво.Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива,Над рукописями трястисьЦель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,Быть притчей на устах у всех.Другие по живому следуПройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победыТы сам не должен отличать.Б.Л.Пастернак (1890–1960).
Сравним эти стихотворения. О чем они? Есть ли у авторов общие мысли?
В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: размер — александрийский стих, церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный), «горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт), «глагол правды». Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова.
Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот».И все-таки эти стихотворения родственны по духу. Что же их роднит?
Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Пастернак пишет о том же самом: «быть знаменитым — некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения). Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому, а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха). Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству?
«Служение»«высокое служение»
Не для житейского волненья,Не для корысти, не для битв,Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. ( «Поэт и толпа») И Бога глас ко мне воззвал:«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею МоейИ, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей». («Пророк»)
«Твой голос — небо надо мной».Где рождаются высокие слова поэзии?Откуда берутся в русской поэзии высокие слова? Откуда вообще берутся в поэзии слова? На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка. А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара? Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете?
РОДНОЙ ЯЗЫК Мой верный друг! Мой враг коварный!Мой царь! Мой раб! Родной язык!Мои стихи — как дым алтарный!Как вызов яростный — мой крик!... Как часто в тайне звуков странныхИ в потаенном смысле словЯ обретал напев нежданных,Овладевавших мной стихов!... Твои богатства, по наследству,Я, дерзкий, требую себе.Призыв бросаю — ты ответствуй,Иду, — ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель,Равно паду я пред тобой:Ты мститель мой, ты — мой спаситель,Твой мир — навек моя обитель,Твой голос-небо надо мной! В.Я.Брюсов (1873–1924). Портрет работы С.В.Малютина. 1913 г.
У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу )
Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής буквально означает ‘творец’.
Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы.
Нужно ли учиться родной поэзии?Для чего нужно учиться понимать родную поэзию? Чтобы понять предков, понять свою страну, чтобы понять, что же делает нас и наших предков именно единым народом, нужно заглянуть в душу и сердце своего народа — нужно услышать его поэтическую мысль. Знание родной поэзии — это одно из самых важных знаний, которые может получить человек: это знание народа, среди которого ты живешь, это, в конечном счете, познание себя самого.