Тема: Эволюция устного народного творчества в современном обществе. Анастасия Баглариду, Егор Тутариков 8А ГБОУ Гимназия 1552 Объект исследования: Фольклор. Предмет исследования: Поговорки и пословицы, былины, исторические и лирические песни, частушки. Проблема: В современном обществе фольклор не так популярен, как раньше. Его недооценивают, поэтому складывается впечатление, что фольклор как жанр не развивается, а стоит на месте. Гипотеза: Пути развития устного народного творчества заключаются в появлении новых жанров, а также в развитии изобразительных средств языка. Эпитет является катализатором, движущей силой развития фольклорных жанров. Благодаря «раскрепощению» эпитета появился такой жанр как частушка. Актуальность: Вследствие развития современных технологий, сохранение красоты и самобытности родного языка является одной из актуальных проблем современного общества. Всё большее число людей забывает о национальном характере русского языка, что ведёт к снижению любви и интереса к национальным традициям. Цель исследования: Доказать или опровергнуть гипотезу. Выявить и обозначить путь развития фольклора, а также его формы и средства развития.
ПЛАН. I. Теоретическая часть. 1.Исторические сведения о фольклоре. 1) Понятие о фольклоре. 2) Жанры (славянская мифология – 3 начала…). 3) История (собиратели). II. Исследование. Практическая часть 1.Продолжатели традиций фольклора. 1) Появление современных романсов (Ирина Скорик). 2) Духовные песни (Ирина Скорик). 2.Сравнительный анализ и новые фольклорные жанры. 1) Городской (детский фольклор) и деревенский фольклор: a) Былины (подражание ). b) Частушки c) Анекдоты d) Фолк-рок е) Стихи- поздравления к празднику. III. Творческая часть Выводы.
Фолькло р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография).
Роль фольклора трудно переоценить. А.С.Пушкин, вспоминая детские годы в 1816 году писал: Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей. Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы... .............. .............. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум...
Интересно проследить, как зародился фольклор. История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка — яблоко, вырос и расцвел широко шумный сад наречий и говоров? Древо жизни славян-руссов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье УШКО — получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко). Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), упырям и берегиням, затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле — божествам живительных сил природы.
Первоначально мы предполагали,что фольклор зародился из песни.
При более тщательном изучении этого вопроса мы узнали, что эволюция фольклора тесна связана с историческим развитием общества. Переход к земледелию (IV—III тысячелетия до н.э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрномагическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога. Первое тысячелетие до н.э. — время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре — победителе Змея. В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX—Х вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун — первобогом. Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни. Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.
Теперь эволюцию фольклора мы представляем так:
Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала, краеугольным камнем которого является эпитет. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых. Такой вид творчества представлен и в загадках.
Лирическая песня тоже выполняет художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей. К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки. Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор. Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных. На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота.
И.М. Снегирев. В.И.Даль. Словарь пословиц и поговорок. А.Н. Афанасьев. Сборник сказок. Садовников Д.Н
Таким образом, в XIX–начале XX века был собран огромный материал и появились основные классические издания русского устного народного творчества. Это имело колоссальное значение как для науки, так и для всей русской культуры. В 1875 году писатель П.И. Мельников-Печерский в письме к П.В. Шейну так охарактеризовал значение труда фольклористов-собирателей: "В продолжение четверти столетия я много ездил по России, много записал песен, сказаний, поверий и пр. и т. п., но я бы ступить не мог, если бы не было трудов покойного Даля и Киреевского, не было Ваших трудов, напечатанных у Бодянского, трудов Л. Майкова, Максимова и – да успокоит Господь в недрах Авраама его душу – Якушкина. Ваше сравнение своих работ с работой муравья я нахожу несовсем справедливым. Пчелы вы, а не муравьи – ваше дело мед собирать, наше дело мед (hudromel) варить. Не будь вас, мы бы варили какой-нибудь промозглый квас, а не мед. Не пройдет и полувека, как в народе иссякнут дедовские предания, обычаи, старорусские песни замолкнут или исказятся под влиянием трактирной и кабацкой цивилизации, но Ваши труды до отдаленных времен, до позднейших наших потомков сохранят черты старинного нашего быта. Вы долговечнее нас".
Семья Заволокиных. «Играй, гармонь.»
Ирина Скорик – в настоящее время является одной из самых ярких исполнителей в жанре русского романса и духовной песни. Репертуар Ирины Скорик уникален. Это эксклюзив, личное достояние артистки. Не переступая грани классического искусства, каждый исполненный ею романс, будь то старинный или современный, благодаря её авторским аранжировкам и исполнительскому таланту превращается в яркую художественную миниатюру.
Ирина Скорик (о песне): Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечой в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру. Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца. Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
Мы провели сравнительный анализ жанров фольклора
Теперь сравним Традиционные былины Современные былины (подражания)
Современная былина о подвиге Добрыни Никитича Из того ли-то из города из Питера Выезжал Добрынюшка, по батюшке Никитич. Да Никитичу –то матушка наказывала: «Не бойся, Добрынюшка, нечисти разной! А на бой иди с улыбкой, Тогда и победишь ты.» И всякий раз Добрынюшка её совету следовал. Когда воссияло солнце красное На то ли на небушко синее, Донеслись до славного города Питера слухи, Что в Южной Осетии, У соседей великой и могучей России Развелось нечисти разной. И обратился к Добрынюшке нашему Сам президент Руси великой И попросил помочь соседям нашим. Добрыня отказывать не стал ему И помочь соседям согласился. Тогда и началась резня той самой нечисти. Падали насмерть все, Кто попал под Никитича меч острый. Поблагодарил тогда президент наш его И не просто, а дом ему новый пожаловал. Вот и кончился новый подвиг Добрыни Никитича!
Былина о славном богатыре Иванушке-школяре и о подвиге его ученическом. Ой вы гой ecu, добры молодцы, Добры молодцы, красны девицы, Вы честной народ ученический! Ой, ты гой ecu, свет учительша, Ты Татьянушка дочка Виктора! Вы дозвольте словами старыми Вам поведать былину новую Про Иванушку добра молодца Да про бой его с ленью лютою. То не бор шумит-пригибается, На Иванушку мать ругается: «Сколько можно, сын, ленью мучиться? Оседлала тебя проклятущая! В дневнике твоём даже троек нет, Все колы стоят, хоть заборы строй! Али думаешь ты, Иванушка, Стать сидельцем почище Муромца? На печи Илья тридцать лет сидел, Ты ж который год за компьютером-Панасоником навороченным. Чем сидеть весь день за компьютером, Чем бродить по экрану «Сталкером», Ты б занялся, сынок, уроками, Да принёс мне домой хоть троечку. Коль от лени ты не избавишься -Наказание будет страшное.
Гиперболы (Горы Сорочинские посыпались, дубы с корнями вывернулись, трава на аршин в землю ушла…). Эпитет (« сила богатырская», «конь круторёбрый», «тугой лук»). Троекратные повторы.
На современном этапе развития некоторые черты былин претерпевают изменения: былина сближается со сказкой. Основной задачей былин теперь является не передача исторических фактов, а увлечение слушателей интересным сюжетом. Если раньше былины воспринимались как серьезный героический эпос, в изложенные факты которого без сомнения верили, то теперь былины больше похожи на героические сказки. Появился новый современный вариант былины, где на первое место выходит не исторический подвиг, а занимательный сюжет. Это скорее уже приключения, нежели исторические события.
Частушки тоже не стоят на месте. Их всегда писали и пишут на «злобу дня»: Очень, девочки, нужны Барабану палочки. Я хочу, чтоб муж твой был, Как Максим у Аллочки. Казачихи бедные, У них колечки медные, Брошки оловянные, Хозява окаянные. (Елеонская, № 326) Мне мамаша не велела С чернобровым знаться, А я с черными бровями Не могу расстаться. Черны брови по природе, Голубые глаза в моде.
параллелизм Изобразительные (эмоционально-выразительные эпитеты ( зелёный сад, чистое поле, буйный ветер, белая берёза, ясен сокол, русые кудри, ясные очи…)
Благодаря развитию изобразительно-выразительных средств языка , мы наблюдаем «раскрепощение» эпитета, т.е. его переход из «закрепощенного»- постоянного состояния в «раскрепощенное»- индивидуально- авторское. Таким образом можно объяснить появление и расцвет такого популярного в последнее время народного жанра как частушка.
Также под влиянием фольклора появился новый музыкальный жанр: фолк-рок. Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальный жанр, объединяющий элементы фольклора и рока. В первоначальном и наиболее узком смысле, термин «фолк-рок» относился к жанру образовавшемуся в США и Великобритании в середине 1960-х гг. Отечественный фолк-рок: Пелагея, Мельница, Попмеханники, проект соль.
Пелагея-российская фолк-рок-певица, основательница и солистка группы «Пелагея». Исполняет русские народные песни, романсы и авторские сочинения, аранжированные в стиле фолк-рока.
На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота. Сейчас этот жанр активно развивается. Почти каждый в своей жизни пробовал сочинить анекдот: Пассажир в электричке читает книгу и время от времени восклицает: -Вот так дела! Никогда бы не подумал!... не может быть… совершенно невероятно! - Что вы читаете? –спросили соседи. Орфографический словарь.
Шутки- поздравления к празднику.
Как мы видим, мнения профессионалов расходятся насчёт того, развивается ли фольклор или «вымирает». Но, прочитав статьи современных фольклористов, можно с уверенностью сказать, что фольклор жив и будет жить. Мы абсолютно согласны с этим мнением. Интересно узнать, как на это смотрит современная молодежь.
Результаты социального опроса. Диаграммы.
Итак, По результатам можно определить, что современная молодёжь не очень увлекается фольклором, но что очень важно: они УВАЖАЮТ фольклор, нашу культуру. Уважение – как фундамент – не даёт упасть популярности фольклора. А также есть люди и из них много детей, которые занимаются фольклором. Появляются современные песни, былины и даже мультфильмы, основанные на древних былинах, песнях, сказках.
Творческая часть. Гимназические частушки. 1.На уроке мы болтали, Ничего не замечали. А потом искали долго В Гималаях нашу Волгу. 2.Я к уроку не готов И сижу тихонечко, В голове полно мозгов, А в тетради двоечка. 3.Ехать клево по паркету! Жаль коньков с собою нету. Форма грязная в итоге - Хорошо хоть целы ноги. А Сергей ему мешал. Вот, ребята, всем пример, Как нельзя решать пример. 5.Коля вышел отвечать, Но не знал, с чего начать. Час молчал, потом изрек: «Евгения Геннадиевна,- звонок!»
Наша гипотеза подтвердилась. Эволюция устного народного творчества заключается в изменении старых жанров и появлении новых, а также в развитии изобразительных средств языка. Исследуя вопрос эволюции и истории фольклорных жанров, а также развития изобразительных средств языка, были выявлены пути и способы развития фольклора. Сейчас зарождаются новые фольклорные жанры. Необходимо отметить, что популярность устного народного творчества среди наших современников достаточно высока.
Спасибо за внимание!!!