Фламандский стиль «Обломова» (Роман И.А.Гончарова) Исследовательский проект ученицы 10 класса Баймагамбетовой Алии. Руководитель проекта – Скребнева Светлана Вячеславовна.
Цель работы Анализ и описание стиля И.А.Гончарова , при помощи которого писатель изображает предметный мир в романе, в сопоставлении с картинами фламандских живописцев.
Задачи исследования. Рассмотреть самобытное мировосприятие И.А.Гончарова. Проанализировать роман «Обломов» с точки зрения описания автором предметного мира героев. Описать особенности художественного стиля писателя. Найти аналогии художественного стиля Гончарова со стилем фламандских живописцев.
Как я люблю фламандские панно, Где овощи, и рыбы, и вино, И дичь богатая на блюде плоском Янтарно-жёлтым отливает лоском. Георгий Иванов
«Подобно фламандцам, г.Гончаров национален, неотступен в раз принятой задаче и поэтичен в малейших подробностях создания. Подобно им, он крепко держится за окружающую его действительность, твёрдо веруя, что нет в мире предмета, который не мог бы быть возведён в поэтическое представление силой труда и дарования». А.В.Дружинин
«Сродство г.Гончарова с фламандскими мастерами бьёт в глаза, сказывается во всяком образе. Или для праздной утехи …художники …громоздили на своё полотно множество мелких деталей?.. Видно, труд над деталями был необходим и важен для уловлений высших задач искусства…» А.В.Дружинин
Что же характерно для фламандской живописи?
Франс ван Мирис Старший. «Утро молодой дамы». Ок.1660г.
Габриел Метсю. «Завтрак».1661г.
Вывод Фламандство – это интерес к бытовым подробностям. Неповторимость и редкое своеобразие стиля И.А.Гончарова А.В.Дружинин определяет «как открытие чистой поэзии в том, что всеми считалось за безжизненную прозу жизни».
Мир детства Обломова. Основные реалии жизни: любовь, рождение, смерть, брак, труд, еда, питьё, которые даны в утончённом, одухотворённом виде.
«Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке».
«Сам старик Обломов тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе…"
«Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом…Все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги».
Это мир торжества телесного начала, фламандская картина сверхизобилия. «Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие мёды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Хлеб и (всё «мучное» вообще) – был особенно популярен среди обломовцев.
Символом обломовской сытости и всеобщего довольства являлся исполинский пирог.
Пирог в народном мировоззрении – один из символов счастливой, благодатной жизни. Пирог – это «пир горой». И действительно , «пир» – центральное событие каждого дня для обломовцев
В Петербурге, на Гороховой улице, Обломов создаёт свою «петербургскую Обломовку». Илья Ильич привозит свою «Обломовку» вместе с «перинами, ларцами, чемоданами, окороками, булками, всякой жареной и варёной скотиной и птицей». Как и прежде, главной заботой был обед, а «первый друг его – повар».
Основные составляющие мира мечты Обломова : «вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень».
Обломов , окружённый лаской, заботой, уходит из мира тихо, во сне.
«Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище… покоится тело его, …в затишье. …Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».
И я умру шутя, чуть слышно, Как истый мудрый сибарит, Который, трапезою пышной Насытив тонкий аппетит, Средь ароматов мирно спит. Аполлон Майков
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!