Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
“Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт”. И.Левитан
Левитан. « сень».
Тютчев. Не то, что мните вы – природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык…
Прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
Поделитесь своими впечатлениями: Опишите настроение произведения. Опишите свои ощущения . (радостное, восторженное, музыкальное…) (лёгкость, радостное волнение…)
Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).При чтении отметьте для себя поэтические слова или выражения.
Анализ текста. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.
Как одним словом можно назвать то, что видит читатель стихотворения? Прозрачность. Или пустота. Или простор.
Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю!
Какие образы вызывает это слово, что значит «хрустальный»?Это, в первую очередь, хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьётся».
Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени. Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде». «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая - “лучезарны”, коричневая - “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
«И лучезарны вечера». Выясним значение слова «лучезарный». Это значит «сверкающий», пронизанный светом. «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск.
Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь».Каково значение слова «лазурь»? Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А в начале осени воздух – «чистая и тёплая лазурь» – именно такой, какой и нужен для отдыха.
Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно «услышать» в этом стихотворении?. Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину.
“теперь уж пусто всё – простор везде”…,“пустеет воздух, птиц не слышно боле”
“где бодрый серп гулял” (кипела работа, была горячая пора) - “теперь уж пусто всё - простор везде” (тишина после работы). “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”.
Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос».
На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
. Объясните значение слова “праздный”. (Полоса, “ничем не занятая” - словарь Ожегова). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? Отдых после работы, спокойствие. Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” - эпитет, т. е. художественное определение.
“Дивная пора” - эпитет “Короткая, но дивная пора”Объясните смысл этой строчки.
Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее. А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.
А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире? (О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты).
Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие в природе.
Итак, подведём итоги: все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчева. Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку
Выразительное чтение стихотворения.Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
Домашнее задание. Выучить наизусть “Есть в осени первоначальной…”