Джованни Боккаччо (1313-1375) и его «Декамерон» (1350-1353)
Три флорентийских венца
Время действия 1346-53 – эпидемия бубонной чумы в ЕвропеИзображение бубонной чумы в Тоггенбургской Библии (1411 г.)
Михаэль Вольгемут. Пляска смерти. 1493
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. 1562. Прадо
Место действия Церковь Санта Мария Новелла. Флоренция
Жанр: декамерон vs гексамерон Гексамерон, Шестоднев, книга о творении мира.Мир в Декамероне сотворен за 10 дней, не Богом, но человеком.Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского
Структура «Декамерона» рамочная композиция
Роль вступления Смерть(умирающие горожане)ГородАнархия(беспорядки в городе)Жизнь (молодая компания)ПриродаМудрое правление (порядок поведения в компании)«Глубинный, магистральный сюжет «Декамерона» составляет превращение молодой компании флорентийцев в принципиально новое, внутренне гармоничное, гуманистическое общество. Выйдя за пределы средневекового города … молодая компания не утративших природной человечности флорентийцев немедленно восстанавливает «почетный авторитет как божеских, так и человеческих законов» и именно поэтому создает общество, обладающее не только четкой социальной иерархией, полностью разрушенной в зачумленной Флоренции, но и определенной формой государственного устройства». Р. Хлодовский «”Декамерон”: великая книга о большой любви»
1 день: морализаторство vs назидание
Темы последующих дней День 2. О тех, кто после разных превратностей и сверх всякого ожидания достиг благополучной цели.День 3. О тех, кто благодаря своей умелости добыл что-либо им сильно желаемое либо возвратил утраченное. День 4. О тех, чья любовь имела несчастный исход. День 5. О том, как после разных печальных и несчастных происшествий влюбленным приключалось счастье. День 6. О тех, кто, будучи задет каким-нибудь острым словом, отплатил за то, либо скорым ответом и находчивостью набежал урона, опасности или обиды.День 7. О шутках, которые из-за любви либо во свое спасение, жены проделывали над своими мужьями.День 8. О шутках, которые ежедневно проделывают друг над другом: женщина над мужчиной, или мужчина над женщиной, либо мужчина над мужчиной.День 9. О чем угодно и кто более ему нравится. День 10. О тех, которые совершили нечто щедрое или великодушное в делах любви либо в иных.
Прозаический жанр: уровни анализа - фабулапространствовремяперсонажиобразный уровеньсюжет
Определение фабулы Фабула – от лат. fabula, басня, сказка «Тема фабульного произведения представляет собой некоторую более или менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. Совокупность событий в их взаимной внутренней связи и назовем фабулой». Б.В. Томашевский. Теория литературы. Поэтика
Определение сюжета Но недостаточно изобрести занимательную цепь событий, ограничив их началом и концом. Нужно распределить эти события, нужно их построить в некоторый порядок, изложить их, сделать из фабулярного материала литературную комбинацию. Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом произведения. <…>Мотивы, сочетаясь между собой, образуют тематическую связь произведения. С этой точки зрения фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом — совокупность тех же мотивов в той же последовательности и связи, в какой они даны в произведении. <…> Фабулой может служить и действительное происшествие, не выдуманное автором. Сюжет есть всецело художественная конструкция. Б.В. Томашевский «Теория литературы. Поэтика»
Жанр новеллы малый объемизображается упрощенный мир, в редукциинапряженная фабула«резкость ситуации» (Пауль Гейзе)пружинообразное развитие («новелла – это развернутое сложное предложение» (Ц. Тодоров): «Мессер Форезе да Раббатта и живописец Джотто возвращаются из Муджелло; у обоих прежалкий вид, и по этому поводу они изощряют друг над другом свое остроумие»). неожиданная концовка (пуант)
Новелла
Новелла девятая пятого дня
Символика сокола Символ смелости и отваги, гордости и благородства, благодаря этому стал воинской эмблемой, атрибутом охоты. Параллелизм: сокол и ФедеригоДокажите, что Федериго свойственны смелость и отвага, гордость и благородство.
Рецепция новеллы Декамерона в позднейшей литературе Борис Пастернак СОН Мне снилась осень в полусвете стекол,Друзья и ты в их шутовской гурьбе,И, как с небес добывший крови сокол,Спускалось сердце на руку к тебе.Но время шло, и старилось, и глохло,И, поволокой рамы серебря,Заря из сада обдавала стеклаКровавыми слезами сентября.Но время шло и старилось. И рыхлый,Как лед, трещал и таял кресел шелк.Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,И сон, как отзвук колокола, смолк.Я пробудился. Был, как осень, теменРассвет, и ветер, удаляясь, нес,Как за возом бегущий дождь соломин,Гряду бегущих по небу берез.