Аналитический отчет о педагогической деятельности за межаттестационный период с 2006-2011 год учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с. Кошай Рублевой Елены Клавдиевны
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
Противоречия Недостаточная сформированность основных речедеятельностных умений у учащихся, необходимых для понимания чужого текста и создания собственного к концу основной школы и недостаточная разработанность подходов к формированию коммуникативной компетенции в процессе работы с текстом.
Проблема Разработка процессуальной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы с текстом
цель Способствовать становлению обученной, компетентной личности, владеющей не только знаниями, умениями навыками, но и опытом анализа чужого текста и способами его проведения, а также умением и опытом создания собственного текста
задачи Выявить возможности уроков русского языка для формирования коммуникативной компетентности через работу с текстом. Выявить и систематизировать методические подходы к развитию речедеятельностных умений в процессе работы с текстом. Провести мониторинг сформированности коммуникативной компетенции выпускников 11 класса.
Понятие коммуникативной компетенции в научно-методической литературе Теоретическое осмысление и практическое применение компетентностного подхода в преподавании русского языка началось с исследований коммуникативной методики (Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, С.И. Львова, М.М. Разумовская, Л.В. Черепанова и др). В работах С.И. Львовой, Л.В. Черепановой определение компетенции связано с совокупностью специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также ценностных мотивов деятельности, сформированных у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области. При этом понятие «компетенция» иногда определяется как заданная норма, а «компетентность» - как личные качества (совокупность качеств) субъекта по отношению к какой-либо деятельности, как определенная характеристика личности, ориентированной в теме.
Работа по развитию речи в школе рассматривается в свете теории речевой деятельности, созданной Л.С. Выготским и развитой его школой (А.Н.Леонтьев, Лурия, П.Я Гальперин и др)
Развитие речи учащихся – главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, которая определяется в ГОС ФК как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах».
Актуальность Актуальность обусловлена следующими обстоятельствами: Модернизацией процесса обучения и сменой цели образования, внедрением компетентностного подхода в образование, предполагающего овладение знаниями, умениями в комплексе и умением применять их на практике. Утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующего на использование инновационных технологий в деятельностном и практико-ориентированном подходе в обучении.
Диагностика речевых умений и навыков, обеспечивающих осмысленное восприятие текста 2008 год 9 класс О п р е д е л е н и е т е м ы
Определение основной мысли текста
Определение типа речи текста
Диагностика речевых умений и навыков, обеспечивающих понимание текста Построение логической схемы текста в соответствии с типом речи
Построение плана текста, отражающего последовательность смены событий в повествовании, свойств предмета в описании, доводов в рассуждении
Умение найти в тексте вывод, позволяющий понять авторскую оценку событий и героев
Современные лингвисты (С.И. Львова, П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева и др) недостатки исторически сложившегося школьного курса русского языка видят в ослабленном внимании к функциональному аспекту языка. Выход: текстоориентированное обучение русскому языку, так как текст – это «язык в действии»
Научно-методический потенциал содержится в трудах Т.М.Пахновой, Н.А.Пленкина, Н.А.Ипполитовой, Т.А.Ладыженской, В.И.Капинос и др.
Цель и задачи работы с текстом. Цель: содействовать гуманистическому развитию личности, формируя ее коммуникативную компетенцию, основанную на понимании правил функционировании языка, знании его норм, знании законов построения текста, способности анализировать текст чужой и собственный. Задачи: 1. Добиваться знания теоретического материала. Необходимого для восприятия, понимания и построения текста (типы речи, смысловые модели типов речи, стиль, тема, основная мысль, проблема, правильность, точность, логичность, выразительность речи). 2. Развивать способность правильно воспринимать и анализировать устные и письменные тексты с учетом стиля, жанра, сферы употребления. 3. Развивать способность создавать собственные тексты, ситуативно уместные, отвечающие требованиям правильности и выразительности с учетом специфики стиля и жанра, типа речи) 4. Развивать восприятие родного языка как культурной и эстетической ценности, содействовать формированию любви и уважения к русскому языку, к русской культуре, родной стране. 5. Создавать педагогические условия, обеспечивающие доверительную и уважительную атмосферу, ориентирующие на ситуацию успеха, мотивирующие к деятельности по развитию речи.
Критерии отбора текстов 1) с точки зрения содержания как можно чаще использую тексты о языке и слове; 2) тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, о памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы; 3) тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение; 4) тексты, дающие возможность осуществлять на основе анализа функциональный подход к изучению языковых явлений, т.е. позволяющие учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, поскольку каждый текст – это проявление речевой деятельности; 5) текст демонстрирущий особенности стиля (разговорного и книжных: научного, научно-популярного, официально-делового, публицистического, художественного).
Формируемые умения и навыки: Понимать коммуникативную цель автора. Осознавать содержание предъявленного текста, фиксировать информацию (план, тезисы, ключевые слова и т.д.) Определять основную мысль, тип, стиль речи. Дифференцировать главную и второстепенную информацию, иллюстрирующую и аргументирующую. Прогнозировать содержание текста по заголовку, началу, эпиграфу. Осознавать языковые особенности. Комментировать и оценивать информацию. Заполнять, составлять таблицы, схемы на основе текста. Использовать информацию исходного текста в других видах деятельности.
Схема развития навыка
Линейно - концентрический принцип распределения материала как способ решения проблемы преемственности и перспективности. неоднократное привлечение внимания школьников к каждому компоненту содержания образования; постепенное увеличение сложности и глубины осмысления детьми результатов обучения в условиях регулярного возвращения к ранее изученному, когда первично воспринятое дополняется аналитическим; такой подход близок к естественному ходу коммуникативного развития ребенка развития ребенка; обеспечивается индивидуальная траектория речевого развития для каждого школьника: на ранних этапах для одних учащихся возможно неполное усвоение некоторых параметров, а для других, наоборот, достаточно глубокое проникновение в суть изучаемых явлений.
Распределение материала по классам 5-7 класс: Материал, ориентирующий на общее речевое развитие, на структуры, имеющие отношение к основам логики, являющиеся универсальными для любого текста: цельность текста, связность, тема, основная мысль, заголовок, план, ключевые слова, цепная и параллельная связь, типы речи, стиль, жанр, функционирование в тексте изучаемых языковых явлений. Работа концентрируется на описательных и повествовательных текстах. 8 класс: отрабатываются навыки 5-7 класса, работа концентрируется на текстах-рассуждениях, смешанных типах речи. 9 класс: отрабатываются навыки 5-8 класса, внимание концентрируется на композиционных и выразительных характеристиках текста, тема и основная мысль соотносятся с проблемой. Особое внимание уделяется вторичным текстам как результату интерпретации первичного текста, (рецензия, конспект, реферат). 10-11 класс отработка и совершенствование навыков 5-9 класса, подготовка к ЕГЭ.
Деятельностный и практико ориентированный подход при использовании элементов инновационных технологий: критического мышления (Ч. Темпл и др): дискуссия, кластер, «Инсёрт» при изучающем чтении; проблемного обучения (М.М. Махмутов) при анализе текста; групповой технологии (В.К.Дьяченко,И.Б. Первин) при знакомстве с теорией, при проверке домашних заданий по анализу текста, при сдаче зачетов, при взаимопроверке выполненных работ; ИКТ при изучении нового (презентации), при индивидуальной работе (электронные тренажёры), при написании сочинений, включающих описания памятников, пейзажей, при коллективной работе по повторению и закреплению материала (электронные кроссворды)
Результаты Достижения учащихся: 2007- 2008 учебный год 1-е место в конкурсе на муниципальном уровне «О родниках и речках замолви словечко» участие в региональном этапе олимпиады «Юные интеллектуалы среднего Урала»
2008-2009 учебный год 2008-2009 учебный год «Русский медвежонок –языкознание для всех» муниципальный уровень: 1 место -Загидуллина Маргарита (9 класс); 2 место -Капля Павел (7 класс). 2010-2011 «Юные интеллектуалы среднего Урала» муниципальный уровень: 2 место – Дитятева Ольга (11 класс); 1 место и участие в олимпиаде на региональном уровне -Летягина Светлана (11 класс);
ЕГЭ 2008-2011 Преодолели порог успешности: 2008 – 100% 2009 – 100% 2010 – 100% 2011 – 100% Приступили к заданию с развернутым ответом: 2008 - 100% 2009- 100% 2010 - 85% 2011 – 100% За задание с развернутым ответом из приступивших к нему получили более 0 баллов: 2008 – 100% 2009 – 100% 2010 - 85% 2011 – 100%
Средний тестовый балл по предмету на ЕГЭ по МОУ СОШ с. Кошай
Процент учащихся, результаты ЕГЭ которых выше среднего тестового бала по Свердловской области:
Результаты выполнения заданий ЕГЭ, проверяющих сформированность коммуникативной компетенции
Анализ результатов ГИА в новой форме в сопоставлении со среднеобластным показателем
Сравнительный анализ качества знаний
Снижение показателей на ГИА по школе:
Выше среднеобластного показателя
Снижение показателей на ЕГЭ по критериям: А30 понимание лексики текста 2011 – 40% 2010 – 70% В7 теория лингвистики 2011-40% 2010 – 70%
Основные результаты ЕГЭ за 2008 – 2011 годы