«Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела?»Дуэль Онегина и Ленского Цели: Понять: 1.Роль главы в композиции и сюжетной линии произведения. 2.Роль дуэли в судьбах героев. 3.Отношение Пушкина к поступкам своих героев и обычаям своего времени.
Дуэли во времена Пушкина Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.Дуэль происходила по строгим неписаным правилам.Защита корпоративной Защита человеческого чести достоинстваРоль дуэли – социально-знаковая
Схема ведения дуэли: Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения). Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды. Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.
Участники: Онегин и Ленский.Причины дуэли: Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского: «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.»Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.
Пародийность стихов Ленского Ленский: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?Жуковский: О дней моих весна златая…Милонов: Как призрак легкий, улетели Златые дни весны моей.Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Увядай, моя весна!Пародируются штампы романтизма.
Дуэль могла не состояться Онегин : испугался неблагоприятного общественного мнения.Ленский: полон романтического порыва.Зарецкий (секундант Ленского):-при передаче картеля игнорировал свою обязанность склонить противников к примирению;-не встречался с секундантом Онегина накануне, чтобы обсудить правила дуэли;-секундантом Онегина стал лакей, хотя они оба должны иметь дворянское звание;-не отменил дуэль, хотя Онегин значительно опоздал;- не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Пушкин: мог не «убивать» Ленского. Но это его прощание с романтизмом.
Константинов Ф.Д. Иллюстрация к 6-й главе «Евгения Онегина»
Художественные приемы, передающие драматизм сцены дуэли: Точность, неторопливость, предметность, подробность описания.Повторы.Переносы.Сравнения, анафора.В.Г.Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении.»
Репин И.Е. Иллюстрация к «Евгению Онегину» (масло)
Отношение автора к Онегину и Ленскому Осуждение за страх нарушить светские условности. Трагическая ошибка: понятие светской чести для героя значительнее нравственного долга. Расплата – муки совести («убийца юного поэта», «убит приятельской рукой») Любовно-ироническое. Трагедия Ленского: жертвует жизнью за право сыграть роль романтического героя. Жертва нелепая, бессмысленная, по мнению автора.
Два возможных пути Ленского Какая судьба реальнее? – не важно. Важно – не будет никакой!
П.И.Чайковский: «Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, которого, в сущности, любит!»
Роль сцены дуэли Композиционная: кульминация сюжетной линии Онегин – Ленский и её развязка.Прощание Пушкина с романтизмом.Поворот в судьбе Онегина (начало перелома в его сознании).Введено новое второстепенное действующее лицо – Зарецкий.
Автор урока Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» Ларионова Елена Порфирьевна