«Дары волхвов»
Одни говорят:- Это страсти: Карты, вино, увлеченья - Все острые ощущенья. Другие считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания.
По мнению третьих, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека! Омар Хайям
Два мира есть у человека: Два мира есть у человека: Один, который нас творит, Один, который нас творит, Другой, который мы от века творим по мере наших сил… Н.Заболоцкий Другой, который мы от века творим по мере наших сил… Н.Заболоцкий
Как вы понимаете слова Н. Заболоцкого? О каких мирах идет речь? Связаны ли эти миры между собой? Какое слово дважды повторяется? Почему? Какую цель преследует автор строк? Почему использует выражение «по мере наших сил»? Что понимается под этими словами? О какой силе идет речь? О каких усилиях? Над кем усилия? Над чем?
«Предназначение человека заключается в том, чтобы принять от творца эстафетную палочку эстетического и этического преобразования мира». В чем мысли философа созвучны с идеями поэта ?
Подготовка к восприятию темы урокаМы с вами ученики 7 класса, и много еще предстоит нам преодолеть нравственных испытаний. Жизнь создаст такие ситуации нравственного выбора, когда каждому человеку придется сделать свой выбор в силу своего воспитания, нравственного кредо, ценностной системы нравственных координат. Какое решение выберет каждый из нас и даст нам право называться человеком.
Любовь, умение жертвовать личными интересами , личным счастьем ради другого, других- и является темой нашего урока.Жертвы или Богачи Мудрецы Мудрейшие???
Почему рассказ называется так загадочно- «Дары волхвов»? Как рассказ связан с библейской историей и волхвами? Почему дары, а не подарки? Почему все происходит под Рождество? В ситуации какого нравственного выбора оказались герои? Как бы мы поступили, оказавшись в подобной ситуации?
Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них 60 центов монетками по 1 центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала 3 раза. Один доллар и 87 центов
А завтра Рождество…
Какие бы вы выделили ключевые слова этого абзаца? Почему героине приходилось выторговывать каждый цент? Ради чего она готова перенести презрительные неодобрения? О чем говорит подобная бережливость? « А завтра Рождество», Почему абзац заканчивается именно этой фразой? Что для героини являет собой Рождество ?
Почему рассказ начинается с такого тяжелого нравственного испытания?Нужда ставит под угрозу право человека на ПРАЗДНИК.«Единственное, что можно было бы сделать,- это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Делла так и поступила.».Сочувствует ли автор героине?Безысходная ли это ситуация?
Расскажите, как живут молодые. Мешает ли эта бедность быть счастливыми? Докажите, что их дешевая квартирка-обитель любви. Чем озабочена главная героиня? Почему она так переживает о подарке любимому?(она хочет купить не что-нибудь, а драгоценное, достойное «великой чести»).
Что это за сокровища четы Юнгов? Почти у каждого человека есть что-то заветное
Итак, безвыходных ситуаций не бывает. Выход найден. Какой? Героиня всплакнула, приняв решение. Почему? Что ищет в магазине Делла? Какой подарок выбирает она? Почему? Какие достоинства цепочки подчеркивает автор? ( СКРОМНОСТЬ и ДОСТОИНСТВО).Наконец-то подарок куплен. Как меняется настроение героини? О чем она переживает?
Услышав шаги мужа, героиня бледнеет и обращается к Богу. Она не знает,как муж отреагирует на ее поступок.
Какой подарок приготовил Джим? Почему? Как Делла преподносит свой? Когда? Что больше : 8$ в неделю или миллион в год?- вопрос автора? Какую роль в рассказе играют волхвы? Что они принесли младенцу Иисусу? Чего в их дарах не было в сравнении с четой Юнгов?
Праздник состоялся Что совершили «глупые дети»,чтобы он состоялся?Это бескорыстная любовь, желание счастья ближнему- главные ценности земного бытия, помогающие выживать в этом прекрасном и яростном мире.
Кто же наши герои?Жертвы Мудрейшие(ребята участвуют в словесной дуэли, приводя аргументы)Почему волхвы- мудрецы, а эти двое- -мудрейшие?
Над чем я задумал(а)ся, прочитав новеллу? Что меня поразило более всего? Как бы я поступил(а) в подобной ситуации? Согласен(а) ли я с авторской позицией? Достойны ли герои уважения? Пример ли они для подражания?
Урок составила и провела Никулина Светлана Николаевна МОУСОШг.Мамоново