Русская народная сказка «Царевна-лягушка».Образ Ивана-царевича
Беседа За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть? Долго ли, коротко ли собирался Иван-царевич на поиски жены? Как снарядился? С каким настроением собирается Иван-царевич в путь?Что он взял с собою, что надел?Что хотел подчеркнуть автор-народ, когда сообщил читателю, что царевич взял три железных хлеба, надел железные сапоги?Кто помогал Ивану-царевичу? Выразительное чтение отрывка «Трудный путь Ивана-царевича» (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» — до конца сказки.)
Беседа1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича? Царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их. 2. Чтение в лицах эпизода «Встреча со старичком» - Почему в сказке появляется старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка? - Какие советы получает Иван-царевич от мудреца? Слушает ли наставления царевич, выполняет ли их? 3. Чтение в лицах эпизода «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой. - Почему царевич хотел убить этих животных? - Что заставляет его пожалеть их? - Назовите ранее не названные свойства души Ивана-царевича.
Беседа Зачем в сказке придумана встреча царевича с Бабой-Ягой? Чему научила Ивана-царевича встреча с ней?2. Добрая Баба-Яга или нет?3. Как удалось царевичу победить Кощея Бессмертного?4. Почему смерть Кощея была помещена на таком могучем дереве? Что олицетворяет описание дуба? (зачитать описание дуба)5. Какой же он, Иван-царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в сказочном герое?5. Почему в сказках добро торжествует над злом?
Характеристика Ивана-царевича План характеристикиКак относятся к Ивану-царевичу отец и братья?Как реагирует Иван-царевич на приказы отца?Как относится к труду Василисы?Почему Иван-царевич сжег лягушечью шкуру?С каким чувством собирается на поиски суженой?Какие черты характера присущи герою? Как характеризуют его встречи со старичком, с животными? Какие качества особенно ценит в герое народ?Нравится ли вам этот герой и почему? Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?
Образец характеристики Ивана-царевича Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку. После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу. После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.
Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки Практическая работаКакие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»? Еще одна особенность сказочной речи — это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов. эпитет — это художественное определение предмета. Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках? Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка». Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения.
Итоги урока 1. Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»? Чему она вас научила? 2. Чем начинается и чем завершается сказка? 3. Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью?Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую?6. Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?
Домашнее задание Прочитать статью учебника «Герои народных сказок» (стр. 28)2. Дать характеристику (письменно) главным героям сказки: Василисе Премудрой – девочки; Ивану-царевичу – мальчики. 3. Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо –юдо» и подготовить пересказ (близко к тексту) сказки. (Помощник: стр. 38.)4. Ответить на вопросы 1-7 к сказке (устно) на стр. 38.