Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов
БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера.
Аллегория (иносказание) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.
Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.
Мораль – это поучение, совет. Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.
«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» «Ворона и лисица»
«К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к уху клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит» «Мартышка и очки»
«Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
«Стрекоза и муравей»
Прочитайте басню «Свинья под дубом» и ответьте на вопросы: Интересна ли басня? Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой? Кто такой невежда? 4. Объясните аллегорию басни Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Какая интонация звучит в реплике Дуба? Актуальна ли мораль басни в наше время? Чему вас научила эта басня?
Прочитайте басню «Ворона и лисица» и ответьте на вопросы: Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл? Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? В чём заключается глупость вороны? Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? В чём смысл басни? Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня? Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос: Каким он вам представляется по характеру?
Это интересно! Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.
Стихотворение К.П.Вяземского Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова! Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
Памятник И.А.Крылову в Санкт - Петербурге
Викторина:
Ответьте на вопросы и выполните задания: В какой басне звучат слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?
Ответьте на вопросы и выполните задания: У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»?
Ответьте на вопросы и выполните задания: Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.
Ответьте на вопросы и выполните задания: За кем по улицам «толпа зевак ходила»?
Ответьте на вопросы и выполните задания: Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?
Ответьте на вопросы и выполните задания: Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?
Ответьте на вопросы и выполните задания: Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название: Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву!».
Закончите фразу: «Ай, Моська! Знать, она сильна ……»
Закончите фразу:
Закончите фразу:
Закончите фразу: «Когда в товарищах согласья нет…»
Закончите фразу:
Закончите фразу:
Решите кроссворд По горизонтали: 1. Кто говорил так: «До того ль, голубчик было в мягких муравах у нас: песни, резвость всякий час. Так что голову вскружило». По вертикали 1. Кого по улицам водили, как будто на показ? 2.Один из героев, который везти с поклажей воз взялся. 3.Кто «без драки» хотел попасть в большие забияки? 4.Кто смеется «вперед чужой беде»? 5. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. 6.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.