Урок по теме: А.П. Чехов 1860-1904«Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов
ЦЕЛЬ УРОКА продолжение знакомства с жизнью и творчеством А.П. Чехова, обучение элементам анализа текста, формирование умения работать с художественной деталью, совершенствование способностей выразительного чтения, умения вести диалог; развитие понятия литературоведческих терминов; развитие творческих способностей, эстетического вкуса у учащихся.
ХОД УРОКА ОРГМОМЕНТ.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского писателя А.П. Чехова; прочитаем и поработаем над рассказом «Лошадиная фамилия».НА ДОСКЕ:Какие особенности характера А.П. Чехова помогли ему стать мастером юмористического рассказа?С творчеством А.П. Чехова вы уже немного знакомы. Вспомните, какие произведения читали.А теперь слушаем сообщение о жизни и творчестве Чехова. И прошу вас по ходу рассказа записывать в тетрадь особенные, на ваш взгляд, черты характера писателя.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Сообщение учащегося о жизни и творчестве А.П. Чехова.Итак, слушаем вами записанное.Подведем итог. Прочитайте вопрос на доске и ответьте на него.Каким человеком предстает перед нами А.П. Чехов по воспоминаниям И.А, Бунина и К.И. Чуковского? Совпадают ли ваши представления с тем, что видите на портрете? (устное словесное рисование по портрету А.П. Чехова).-Первые рассказы Чехова, Чехонте – юмористические. А что такое юмор? А в чем секрет юмора, откуда он берется, как рождается смешное? Давайте прочитаем рассказ Чехова и проведем «исследование».
АНАЛИЗ РАССКАЗА Что такое рассказ?Чтение рассказа? Понравился ли вам рассказ, интересно ли было его читать и почему? Почему рассказ так называли?Инсценирование. (1 сценка).Теперь давайте проверим, совпадет ли наше первоначальное восприятие с тем, что мы увидим. Представьте себе, что вы в театре, перед вами сцена. Вы не просто зрители, но и критики. Ваша задача – отметить, кто из актеров ярче, полнее, выразительнее раскрыл характер персонажа, может вы что-то посоветуете, порекомендуете исполнителям.Не забывайте о поведении в театре, чтобы ваш смех не мешал актерам.Кто главный герой рассказа, и что с ним случилось?Если он генерал, какие качества он должен проявлять? А каким его видим мы? (найдите детали).- Что посоветовал генералу приказчик? Соглашается ли генерал заговорить зубы по телеграфу, и что ему помешало?- Кто пытался вспомнить фамилию акцизного?
АНАЛИЗ РАССКАЗА 2 сценка.- Как автор усиливает, нагнетает момент смешного? Кто и какие фамилии предлагает приказчику?- Как выглядят и как ведут себя приказчик и генерал?Работа с иллюстрацией, устное словесное рисование.- Чем заканчивается эта история?- Как вы думаете, почему А.П. Чехов написал о том, что приказчик вспомнил фамилию акцизного после того, как доктор вырвал больной зуб генералу?- Над какими слабостями людей смеется А.П. Чехов? А вы?- Каким можно назвать чеховский смех в рассказе – добрым или злым?А теперь давайте обратим внимание на разницу между речью автора и речью героев. К какому стилю вы отнесли бы речь приказчика и речь повествователя? (покажите на примерах, приведите нужные детали)- Краткость является отличительной особенностью юмористических рассказов Чехова. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений.Обратите внимание на начало рассказа и концовку.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ Итак, ребята, вы обратили внимание, что самое смешное в рассказе строится на несоответствиях. Все вспоминают «лошадиные» фамилии, а оказалось – Овсов!Несоответствие.Генерал, а показывает кукиш, как мальчишка.Тоже несоответствие.Вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает.Опять несоответствие.Вот мы и раскрыли секрет смешного. Юмор строится на … несоответствиях!- Что хотел сказать этим рассказом Чехов? Чему он учит?- Чем актуален рассказ сегодня? Встречаются ли сегодня в нашей жизни забавные случаи? Приведите примеры смешного. Юмористические рассказы Чехова А.П. доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.Мы продолжаем учиться у А.П. Чехова говорить кратко, но емко, полно и образно.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Чтение нескольких смешных рассказов, подготовленных, придуманных учащимися. Найдите и прочитайте рассказы А.П. Чехова «Хирургия», «Канитель», «Пересолил», «Налим».Интересно ли вам было работать на уроке? И почему?