Александр Сергеевич Грибоедов Автор- Дмитриева М.В., учитель МОУ Лицей-интернат города Балашова
Грибоедов Александр Сергеевич (4[15].01.1795 (по другим данным, 1794)—30.01[11.02].1829), известный писатель, драматург и дипломат. Родился в Москве в семье гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование
. С 1802 (или 1803) года по 1805 год учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810 году, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. В университете Грибоедов выделялся разносторонней одарённостью, незаурядными музыкальными способностями (Александр великолепно играл на фортепиано); Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.
С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни
Летние месяцы юноша проводил у богатого дяди А. Ф. Грибоедова в имении Хмелита, Смоленской губернии, в аристократической среде; встречался там с семействами Якушкиных, Пестелей и других будущих общественных деятелей. Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова. Хмелита – не случайное место в его судьбе. Это родовое гнездо, устроенное его дедом, освещенное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее грибоедовский ландшафт
Жена поэта Нина Чавчавадзе В 1828 году Грибоедов принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Александр Сергеевич Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В августе 1828 года в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран.
Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит.
Во время истребления русского посольства в Тегеране Александр Сергеевич Грибоедов был убит толпой персидских фанатиков, посольство до последнего сражалось с разъяренной необразованной толпой. Грибоедову посоветовали спрятаться в печной трубе, но он был обнаружен и убит. Озверевшая толпа продолжала уродовать тело уже скончавшегося Грибоедова. Тело его было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида
Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Памятник А.С.Грибоедову в Санкт-Петербурге на Пионерской площади перед ТЮЗом.
Комедия «Горе от ума» «Горе от ума» — стихотворная комедия А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество того времени — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМЕДИИ После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер. Ф. Булгарин рассказывал со слов Грибоедова о каком-то сне, виденном им в Персии, вследствие которого он написал «Горе от ума» Весной 1823 Александр Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре Александр убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия »
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ Из истории создания комедии известно, что вначале это была драма с названием «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт, во втором названии - ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов стремился представить такую парадоксальную, но, увы, типичную ситуацию, в которой положительное качество личности — ум — приносит несчастье. Именно такая ситуация отразилась в новом названии — «Горе от ума».
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА Жанровые особенности комедии. 1. Комедия в высоком смысле слова. Противостояние одного человека и общества. Чацкий смешон в своих обличениях. 2. Стихотворная форма. Обилие пословиц и поговорок. 3. Приемы классицистической комедии (единства места, времени и действия), но в то же время характеры героев - реалистичны. 4. Обилие монологов, раскрывающих противостояние главных персонажей комедии. 5. С одной стороны, персонажи - это конкретные люди, но с другой стороны, - это знаковые фигуры. Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством.
Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее социально-философский, и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер.
ЯЗЫК КОМЕДИИ Язык «Горя от ума» значительно отличался от языка комедии тех лет. большинство критиков высоко оценили языковое новаторство драматурга. «О стихах я не говорю, половина — должна войти в пословицу,» — так оценил мастерство Грибоедова Пушкин. «Что же касается до стихов, которыми написано «Горе от ума», — в этом отношении Грибоедов надолго убил всякую возможность русской комедии в стихах. Нужен гениальный талант, чтоб продолжать с успехом начатое Грибоедовым дело…» — писал в одной из своих статей Белинский. Действительно, очень многие реплики из комедии стали восприниматься как афоризмы, крылатые выражения, живущие своей самостоятельной жизнью.счастливые часов не наблюдают»; «шел в комнату, попал в другую»; «грех не беда, молва не хороша»; «а горе ждет из-за угла»; «и дым Отечества нам сладок и приятен»; «числом поболее, ценою подешевле»; «с чувством, с толком, с расстановкой»; «служить бы рад, прислуживаться тошно»; «свежо предание, а верится с трудом»;
"Горе от ума" Софья: Ах! Чацкий, я вам очень рада.Чацкий: Вы рады? в добрый час.Однако искренно кто ж радуется этак?Мне кажется, так напоследокЛюдей и лошадей знобя,Я только тешил сам себя.Лиза: Вот, сударь, если бы вы были за дверями,Ей-богу, нет пяти минут,Как поминали вас мы тут.
Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;Об них как истинный философ я сужу:Мне только бы досталось в генералы.Фамусов:И славно судите, дай бог здоровье вамИ генеральский чин; а тамЗачем откладывать бы дальше,Речь завести об генеральше?(Иллюстрация Д.Н. Кардовского)
Хлестова: С ума сошел! прошу покорно! // Да невзначай! да как проворно! // Ты, Софья, слышала? // Фамусов (входя): О чем? о Чацком, что ли? // Чего сомнительно? Я первый, я открыл! // Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! (Иллюстрация Д. Н. Кардовского.)
Чацкий: Кричи, чтобы скорее подавали. // (Лакей уходит.) // Ну вот и день прошел, и с ним // Все призраки, весь чад и дым // Надежд, которые мне душу наполняли. // Чего я ждал? что думал здесь найти?
(Чацкий: Вот наконец решение загадке!Вот я пожертвован кому!Не знаю, как в себе я бешенство умерил!Глядел, и видел, и не верил!А милый, для кого забытИ прежний друг, и женский страх и стыд,-За двери прячется, боится быть в ответе.Ах! как игру судьбы постичь?Людей с душой гонительница, бич!-Молчалины блаженствуют на свете!
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума«Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 классы. ЗАО «Новый диск»