Александр Блок
Краткая биография поэта Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. С 1891 года Блок учился в Введенской гимназии, в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 перешел на славяно - русское отделение филологического факультета, которое окончил в 1906 году.Первые свои стихи Блок написал еще в 5-летнем возрасте, однако серьезно занялся поэзией только с 1900 года. Период 1901 - 1902 годов можно охарактеризовать, как период становления Блока-поэта. В это время им написано 800 стихотворений, которые Александр Блок посвятил своей будущей жене - дочери прославленного химика Д.И.Менделеева - Л.М.Менделеевой.
Символизм Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве , возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Стихи о Прекрасной Даме Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью знаменитого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.
Особенности цикла Таинственность была главным свойством лирической героини Блока. Мы не знаем, кто она, какая она. Знаем только, что она таинственна. Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится: не то она звезда, не то женщина, не то икона. Только уклончивая, сбивчивая, невнятная, дремотная речь Блока могла передать Таинственность образа. Если бы поэт не смог говорить таким языком, то эта тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы Прекрасную Даму.Но он всегда говорил о ней так, будто он уже за чертой человеческой речи, будто он собирается рассказать несказанное, будто все его слова – только намеки на какую-то неизреченную тайну.Все хаотично в этих дремотных стихах, но с самого начала в них четко и резко выделились два слова, два образа: Свет и Тьма.
Значение цвета в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» В цикле можно встретить упоминание о красном, белом, желтом и темном цветах.При этом доминирует темный цвет, что способствует мрачности изображаемого и пронизывает стихи негативом.
Образ Прекрасной Дамы Образ самой Дамы мы не видим, автор ее не описывает. Ее образ завуалирован, это некий идеал, который находится в сознании Александра Блока. Он не раскрывает читателю этот идеал, позволяет представить Прекрасную Даму такой, какой читатель хочет ее видеть, ведь у каждого представления о красоте разные. Но образ женщины создается возвышенным, прекрасным, чистым и иллюзорным.
Образы-символы в цикле стихов Чаще всего в цикле встречаются такие образы-символы : ночь, месяц, тень, свеча, свет, солнце, окно, ворота, лилия, роза, река.
Ночь Архетип тьмы. Разрушительный элемент, символизирующий физическую смерть.
Месяц Религиозный символ, обозначающий власть ночных сил.
Тень Одна из метафор темной стороны психики человека. Тень несет в себе функцию двойника, она может быть вместилищем души. Это проявление другого вида существования.
Свеча Символ связи с Богом, космосом, иными мирами; определяет точку встречи посюстороннего с потусторонним.
Свет Символизирует человеческое сознание , сущность жизни, которую нельзя увидеть, но можно понять.
Солнце Героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни. Символ Христа, несет духовный свет, наставляет заблудших.
Ворота Символ перехода из одного качества и состояния в другое.
Окно Символ солнца и глаза дома
Лилия Символ чистоты, величия и невинности. В противоположность розе лилия символизирует мужское начало.
Роза Эмблема весны, красоты и любви. Бутоны розы символизируют девственность. Символ женственности, физической любви и юности. Символ тайны и молчания. Источник вдохновения.
Река Символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Символ направления, определяющие векторы судьбы. Символ постоянной изменчивости мира.
Не случайно в цикле стихов о любви , о женщине, образы поражают нас своей негативной окраской. Истоки символизма лежат в психологии. Из данных истоков символисты брали те особенности, которые вели человека к постижению чего-то непонятного, неразгаданного.
Использованная литература: 1. Бердяев Н.А. В защиту Блока // Александр Блок: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2004. - с.4532. Блок А. Искусство и газета. // Блока А. Собр. Соч. в 8-ми томах. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - том 5. - с.4733. Блок А.А. Соловьиный сад. // http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0010.shtml4. Долгополов Л.К. История русской поэзии в 2-х т. Т. 2. - Л.: Наука, 1969. - 525 с.5. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М.: Наука, 1989. - 176 с.6. Жилкин В.А. Николай Рерих и Александр Блок. // ПРС. - 2001. - № 4.- с. 2307. Лавров А. В. «Соловьиный сад» А. Блока. Литературные реминисценции и параллели. // Ученые записки Тартуского госуниверситета. - Вып. 857. - Биография и творчество в русской культуре начала ХХ века. Блоковский сборник IX. Памяти Д. Е. Максимова. - Тарту: ТГУ, 1984. - С. 71-89.8. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, А. Ахматова. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 405 с.9. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века : поэтика символизма. - М. : Изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 1999. - 225 с.10. Минц З. Г. Блок и русский символизм. // Минц З.Г. Избранные труды: В 3 кн. - Книга 3: Поэтика русского символизма. - СПб.: Искусство, 2004. - С. 175