Методические рекомендации по проведению урока истории с использованием ИКТ по теме «Значение преобразований Петра I для истории России», в Моховской основной общеобразовательной школе.(в помощь учителям истории). Урок-презентация «Значение преобразований Петра I для истории России.». ( история России, для учащихся 7 класса).Автор: учитель истории Бук Жанар Жамалиденовна. 2009г.
Введение.Изменяющиеся социально-экономические условия в обществе диктуют школе изменения в целях образования, организации ОП, технологиях обучения. Информатизация общества предъявляет новые требования к выпускнику школы. На первый план выходит его информационная грамотность, коммуникативная компетентность. Необходимо использовать те образовательные технологии, которые позволяют обеспечить эти новые качества образования. В настоящее время во всём мире широкое развитие получили информационно-коммуникативные технологии. Они открывают новые возможности в области образования. В учебной деятельности и творчестве обучаемых возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся основными инструментами дальнейшей профессиональ-ной деятельности человека. В процессе обучения с помощью ИКТ школьники учатся работать с текстом, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы. В педагогике давно определены методы и средства обучения, которые используются при различных формах организации учебной деятельности в условиях функционирования традиционных педагогических технологий. Информационные технологии выводят на совершенно новый качественный уровень средства обучения, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. До недавнего времени средства обучения ограничивались голосом преподавателя, классной доской с мелом, учебниками и наглядными учебными пособиями. Сегодня в связи с развитием ИКТ, с потребностью активизировать познавательную деятельность обучаемых и облегчить труд педагога появилось множество разнообразных средств организации и осуществления учебного процесса. Отсюда появление новой проблемы для преподавателя-правильный выбор средств обучения из существующего изобилия. Облегчению выбора служит ясное понимание преподавателем цели организуемой им работы. Кроме того, при выборе средств обучения не забываю о том, что их использование-не самоцель, а условие наиболее эффективной организации учебного процесса, повышения его продуктивности. Внедрение ИКТ в мою педагогическую практику позволит решить наиболее сложные задачи преподавания, которые мне хочется выразить словами В.С. Выготского «Учитель не насос, накачивающий знаниями, а организатор той социальной среды, которая является единственным воспитательным характером. Учить не только, не столько знаниям, а умениям самостоятельно приобретать и самостоятельно пользоваться.»В основе такого обучения лежат личностно-образовательные смыслы ученика, которые по А.Н. Леонтьеву представляют индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам её деятельности. Процесс поиска и обретения образовательных смыслов ученика включает: - личное творчество ученика; - самосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ученика; - деятельность ученика.
Пояснительная записка. Данный урок «Значение преобразований Петра I для истории России» проводится последним уроком по теме: «»(5 ч.) Изучен в ходе традиционного урока, но по «Дальтон-плану» с формой учебной деятельности «классный урок». При проведении данного урока соблюдались принципы и цель «Дальтон-системы»: - свобода, - независимость, - сотрудничество,так как в основе педагогики «Дальтон-системы»лежит развитие творческих способностей учеников, которые я достигала через поэтапную коллективную рефлексию(размышление, самопознание…) в достижении поставленной проблемы перед классом.Проблема: обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к преобразованиям Петра I.Результат: рождение опорного сигнала «Преобразования Петра » в виде таблицы, которая отражает цель «Дальтон- системы»: развитие ума, тела, духа, так как одна из особенностей предмета истории состоит в том, что учащиеся должны изучать не только учебник, но и обширный документальный материал. Учитель может строить обсуждение, основываясь на документах, и на мнениях ребят. На этих уроках допустимы разные оценки одних и тех же событий. Даже если ученик имеет особое мнение, нельзя говорить ему, что он ошибается. Он имеет право по своему оценивать различные факты и периоды истории. Таким образом, основной метод обучения на данном уроке-проблемно-рефлексивный, с использованием современных инновационных эффективных форм и средств обучения, в том числе информационно-коммуникативных технологий(проектная технология, выраженная в презентации «Пётр I…»), отвечающая критериям: - однозначное и строгое определение целей обучения(почему и для чего); - должно способствовать структуре и отбору содержания(что); - оптимальной организации учебного процесса(как); - методам, приёмам и средствам обучения(с помощью чего); - а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителя(кто); - и объективные методы оценки методов обучения(так ли это).Основная часть урока велась по «Дальтон-заданиям»: - работа с первоисточником; - установление личности Петра I(использовала презентацию «Пётр I»), - работа с интерактивной доской(ОС в виде таблицы), - работа с компьютером(тест), - защита рефератов, - презентация проекта,
Цели урока: : - углубление знаний о Петре и его реформах, осмысление значение петровских преобразований для истории России; - развитие умения работать с дополнительной литературой, аргументировать свою точку зрения; - на примере деятельности Петра, привитие уважения к людям, цель жизни которых – забота о благе Отчизны.Проблема: обретение уч-ся собственной заинтересованности позиции по отношению к преобразованиям Петра I.Форма урока: «Классный урок»(Т «Д-С»).Метод обучения: проблемная рефлексия.Тип урока: урок обобщенияПлан урока: Основные понятия: Основные даты:Выдающиеся личности: император Пётр IОборудование: интерактивная доска, маркеры, доска.Дидактический раздаточный материал: иллюстрации, таблицы.ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, огр. Техника, DVD-плеер и т. д.
ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап.- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы рассмотрим значение реформ Петра для истории России. Но вначале вспомним личность Петра I.Блиц-опросУчитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку. 1. Назовите годы жизни Петра I. 2. Назовите годы правления Петра I. 3. Кто были родители Петра I? 4. Назовите первых учителей Петра I. 5. Перечислите увлечения Петра. 6. Как звали первую жену Петра? 7. Кто являлся соправителем Петра I? 8. С какого года Петр правил единолично? Молодцы! А сейчас давайте вспомним сподвижников Петра. Для этого предлагаю следующий этап: «Птенцы гнезда Петрова».Вывешиваются портреты видных деятелей эпохи Петра I под номерами. Учащиеся слушают учителя, который читает о том или другом сподвижнике Петра и поднимает карточку с соответствующим номером. ПЕТР I Б.П.ШЕРЕМЕТЕВ Я.В.БРЮС 1 2 3 Н.Д.ДЕМИДОВ П.А.ТОЛСТОЙ А.Д.МЕНШИКОВ 4 5 6 П.И.ЯГУЖИНСКИЙ Г.И.ГОЛОВКИН 7 8
ВОПРОСЫ:1) Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. Во время Прутского похода, оставался в Петербурге в качестве наместника, возглавлял деятельность правительства. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела. Пользуясь своим положением, присваивал себе казенные средства и частные имения. (6.Меншиков.)2) Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Участвовал в переговорах и в заключении «Вечного мира» с Польшей. Петр не сразу принял его в круг своих советников, так как он был сторонником Голицына, фаворита царевны Софьи. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед: под Эрестфере, при Гуммельсгофе, взял Ноттебург, копорье, Ямбург, Дерпт, Ригу. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани, за что пожалован более 2400 дворами с крестьянами. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. (2.Шереметев.)3) Родился в Польше. С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведен а генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Благодаря рвению на данном посту, нажил себе много врагов. Получил прозвище «око государево». (7. Ягужинский.)
4) Является потомком древнего княжеского рода. С малых лет находился при Петре, служил комнатным стольником у малолетнего царевича Петра, был возведен в поручики «потешной Преображенской роты». Участвовал в Азовских походах. Во время Северной войны в 1708 г. потерпел поражение у местечка Головчина, оставил шведам 7 пушек, за что был разжалован в солдаты. Но за храбрость у деревни Лесной восстановлен в чине. Вместе с Шереметевым и Меншиковым, возглавляя русскую армию в 40 тысяч человек, выступил против шведов, осадивших Полтаву. В результате данной операции шведская армия оказалась зажатой между Полтавой и главными силами русской армии. За отвагу под Полтавой получил орден Св.Апостола Андрея Первозванного. (0. Репнин.)5) Потомок Старинного шотландского рода. Жил в России с середины XVII века. Был записан в «потешные полки» юного царя Петра. С детства проявил пристрастие к естественным наукам и математике, во время Азовского похода составил карту территории от Москвы до Малой Азии. Организовал навигацкую школу в Москве, где изучалась астрономия, а через несколько лет по его указанию была оборудована первая в России обсерватория. Во время Северной войны помогал организовывать артиллерийские войска и был назначен генерал-майором от артиллерии. В 1711 году стал начальником артиллерии русской армии, отличился под Полтавой. Был сенатором, президентом Берг- и Мануфактур-коллегий. Участвовал в подписании Ништадского мирного договора, за что получил титул графа. (3. Брюс.)Хорошо! Итак мы вспомнили личность, деятелей эпохи Петра. Цель нашего урока показать значение реформ Петра для истории России. А для этого краткий обзор по реформам. Каждый из вас получил домашнее задание исследовать преобразования одной из реформ, выделить итоги реформы, её значение. Значение реформы кратко фиксируем в таблиц.(на интерактивной доске)
2. Операционный этап: (выступления учащихся)б) заполнение учащимися таблицы по ходу урока:Преобразования Петра Преобразования в экономикеРеформы в государственном управленииРеформы в вооруженных силахИзменения в области культуры, образованияВопросы к выступающим:Вопрос к теме «Экономические реформы».В чем вы видите недостатки реформ? Вопрос к теме «Реформы в государственном управлении». - Почему были введены коллегии?Вопрос к теме «Военные реформы»В чем вы видите недостатки рекрутских наборов в армию?А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент фильма.(Видеофильм(2 мин.) Вопрос по теме «Изменения в культуре, образовании, быту». - Понимал ли Петр, что его культурная реформа на века раскалывает русский народ? Считал ли он это неизбежным злом, или, наоборот, благом?3. Оценочно-рефлексионный этап.Спасибо, за проделанную работу. А сейчас давайте обобщим ваши выводы и выделим значение Петровских реформ для истории России .(Высказывания учащихся)- Реформы Петра I вызывали разные оценки историков: его называли антихристом, земным богом, людомором. Но тем не менее Пётр I- повысил авторитет России среди европейских стран, основал город на Неве, который «прорубил окно в Европу».4. Закрепление.А сейчас на закрепление предлагаю тест и кроссворд(2 уч-ся тест, остальные- разгадывают кроссворд).Подведение итогов урока: определение оценок , заключительное слово.Инструктаж по д/з: написать эссе по теме: «Что бы я сделал для России?»
Резюме: Использование ИКТ сегодня на каждом уроке истории и во внеклассной работе активизирует учащихся, опти- мизирует учебный процесс, улучшает качество обуче- ния. Всё это возможно в результате богатой материа – ной базы школы. Мой кабинет истории оснащён интер- активным оборудованием нового поколения: интерак- тивная доска, компьютер, локальные сети, выход в Ин- тернет, медиатека, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат и т.д.