Законы Хаммурапи
Черный столб из базальта с текстом Законов был найден в 1901--1902 гг. французскими археологами в Сузах. Черный столб из базальта с текстом Законов был найден в 1901--1902 гг. французскими археологами в Сузах. Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с Законами во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.
В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов заключения.
Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий Законов, записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.
Язык Законов - классический вавилонский диалект аккадского. Язык Законов - классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Для удобства читателя большинство добавлений, с уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст.
В 282-х законах царя Хаммурапи закреплялись те правила, по которым должны были жить все слои населения его страны. В 282-х законах царя Хаммурапи закреплялись те правила, по которым должны были жить все слои населения его страны. Здесь не были забыты ни жрецы, ни воины, ни горшечники, ни каменотесы, ни кузнецы, ни кожевенники, ни земледельцы. Обо всех позаботился рачительный государь.
Кара часто сопровождалась увечьем провинившегося: Кара часто сопровождалась увечьем провинившегося: «Если сын ударил своего отца, ему должны отрубить руку», «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, должны ему выбить зуб». Око - за око, зуб - за зуб, жизнь - за жизнь - вот принцип наказания в законах царя Хаммурапи
У рабов же право было одно, оно же и обязанность работать на своего господина. У рабов же право было одно, оно же и обязанность работать на своего господина. Исключение делалось лишь для вавилонян, попавших в рабство за долги, - Хаммурапи повелел отдавать их в рабство только на три года. По истечении этого срока бывший должник вновь становился свободным.
Но своего раба Можно было убить безнаказанно. Но своего раба Можно было убить безнаказанно. А вот за чужого раба уже надо было возместить убытки хозяину. Раб в древнем мире - такая же собственность, как скот или мотыга. «Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем давший стране истинное счастье и доброе управление, - гласит надпись на стеле. — Хаммурапи — владыка, который является для людей как бы родным отцом».
Здесь же, на стеле, записаны законы, по которым должна строиться жизнь в семье. Здесь же, на стеле, записаны законы, по которым должна строиться жизнь в семье. Наиболее строго карались по законам Хаммурапи такие преступления, как: непочтение к родителям, лжесвидетельство, покушение на чужую собственность (воровство, грабеж) лишение воды соседей - от чего зависела жизнь в древней Вавилонии.
Если человек (авилум) клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. Если человек (авилум) клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.