Религия и искусство первобытного общества
Проблема урока
План урока 1.Происхождение первобытного искусстваА) где найдена пещерная живописьБ) наскальная живописьВ) «палеолитическая Венеры»2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ.А) кому поклонялисьБ) промысловый культ3.ДРЕВНИЕ КАМЕННЫЕ СООРУ-ЖЕНИЯ.
Где и как найдены древнейшие памятники живописи? Первые памятники первобытной живописи найдены более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутола открывает изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Рисунки нанесены охрой — минеральной краской и другими красками, секрет которых не раскрыт и поныне. Одни изображения напоминали хижину, другие— сосуд и т.д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы «прочитать» эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности — само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли.
Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме АнтарктидыОбращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Наскальная живопись Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители (растения, кровь). В XII тысячелетии до н. э. пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. На наскальных рисунках в основном изображались сцены боев животных и человека, животных, позднее богов. Вся первобытная живопись наносилась в соответствии с культами. Позднее пещерная живопись стала стилизованной.
Есть версия, что рисунки носили магический характер -если изобразить зверя в пещере- он обязательно попадет в ловушку.Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды-охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.
Многие рисунки содержат загадки- непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр.Но самое главное- мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы по явились приблизительно в одно время.
Кто такая «палеолитическая Венера»? Найденные в Костенках женские статуэтки (свыше сорока экземпляров) свидетельствуют о той большой общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата. Они отражают культ женщины-прародительницы и хранительницы родового и семейного очага. Вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки (мелкая пластика), изображающие женщин, представляют собой обнаженную стоящую женскую фигуру. В них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ. Следы первых верований первобытного человека относятся к эпохе неандертальцев (около 100 тыс. лет назад). В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Животные, которым древние охотники приносили жертвы, были разными: мамонты, носороги, бизоны, кабаны, лошади, быки, олени, лоси, рыбы, серны, барсуки и многие другие. Около 10—12 тыс. лет назад резко меняются все верования человека. Кое-где около 8—9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках, где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми. И как поклонялись! С изощренными ритуалами и многочисленными, в том числе человеческими, жертвоприношениями.
Самые древние погребения — а это свидетельство появления религиозных представлений — относятся ко времени существования неандертальцев. В пещере Шанидар (Ирак) в 1960 г. обнаружены могилы девяти неандертальцев 60-тысячелетней давности. В одной из них похоронен охотник с проломленным черепом. Труп был положен на подстилку из сосновых веток и цветов и сверху засыпан цветами (василек, алтей розовый, крестовник и дуккистистый). Между прочим, «первый» неандерталец тоже был калека. Его левый локоть был настолько изуродован, что он не мог согнуть руку, чтобы достать до рта рукой. У неандертальцев имеются следы культа животных.
Промысловый культ В более позднюю эпоху промысловый культ переродился в анимизм - веру в существование души у человека, животного, растения и любого предмета вообще. Также подразумевалось существование злых духов болезней - их особенно боялись, так как первобытный человек был бессилен перед недугами. Можно предположить существование шаманов, якобы способных общаться с духами и при их помощи прогонять болезни и отвращать всяческие несчастья и неудачи. Наряду с мелкой пластикой, людям верхнего палеолита были известны приёмы гравировки. Так, например, на стоянке Костёнки 21 было обнаружено изображение зверя (скорее всего дикой лошади), выгравированное на песчаной плитке и навершие костяного жезла с нарезками «в ёлочку».
ДРЕВНИЕ КАМЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. От первобытных времен до нас дошли огромные сооружения называемые мегалитами(много камней).Самым знаменитым из них является комплекс Стоунхендж в Англии.Древние строители построили сооружение из сорока каменных плит весом в десятки тонн каждая.
Над загадкой Стоунхенджа ученые бьются несколько десятилетий.По одной из версий комплекс является астрономическим календарем, поскольку многие плиты ориентированы на наиболее важные звезды, а через проходы в ключевые дни года видны Солнце, Луна и звезды.
Выберите правильный ответ-
Выберите правильный ответ-
Выберите правильный ответ-