Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» Татьяна ВладимировнаЧернявская Учитель истории Пермский край, г. Соликамск, 2010 г.
Урок – презентация7 класс Реформы Петра I
Цели:Охарактеризовать государственные реформы Петра IОпределить цель и итоги реформирования центрального и местного управления
План урока:Реформа центрального управленияУказ о единогласии. Табель о рангахОбластная реформаЦерковная реформаВыступления против реформ. «Дело царевича Алексея»
Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это,, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям.И.Т. Посошков из книги «Книга о скудности и богатстве.»
Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы Причины реформ Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости
Реформы государственного аппарата управления Создание четко действующего государственного механизма Создание регулярной армии и флота Замена устаревшей (запутанной и громоздкой) системы приказов новыми органами власти Цели реформ ПетраI
Государственное управление России в первой четверти XVIII в. Царь, император с 1721 г. Ближняя канцелярия (1699-1711), Консилия министров (совет глав важнейших ведомств при царе 1711-1719) Боярская дума до 1704 г. Правительствующий Сенат (судебные функции, контроль за расходами, в составе 9 человек) Обер-фискал Коллегии (состояли из президента, вице-президента, четырех советников, четырех асессоров, секретаря, переводчика, подьячих) Сохранились приказы, которые ведали ямским, строительным и медицинским делом. Наиболее известен Преображенский приказ, занимающийся политическим сыском
Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:Кто имеет сыновей, и ему … единому из оных дать недвижимое через духовную, тому наследие и будет; другие же дети обоего пола награждены будут движимыми имениями…Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним… Вопросы:Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?Какое обеспечение получали остальные дети?
Важнейший итог и законодательное закрепление всей реформаторской деятельности Петра в области: гражданской военной судебной администрации Табель о рангах
Табель о рангах 1722 г.
Городское управление в первой половине XVIII в.
Проводились поевропейскомуобразцу (Швеция) Охватили все сферыдеятельности и жизниобщества Проходили на базегосударственной системыкрепостного права Особенностипреобразований в России Отсутствие системыв проведенииреформ Жесткий курс и Быстрый темпреформ Зависимостьвнутренне политики от внешней
Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения Консервация феодально-крепостнических отношений Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России Подавление личности государством Последствия изначениепреобразованийПетра I Становление абсолютной монархии в России Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век» 7 класс. Москва «Просвещение» 2002 г.Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век» 7 класс. » Издательство «Экзамен» Москва.2006 г.