«Священство и царство»Раскол в русской православной церкви
1. Причины расколаобразование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православияУстановление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с РоссиейМножество ошибок и искажений в церковной литературе в связи с рукописным характером книгНеобходимость унификации церковных обрядов и богослужебных книгДостижение религиозного единства
Ревнители древнего благочестияСтефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, протопоп Аввакум, Федор Ртищев, архимандрит НиконСтремление поднять авторитет церковнослужителейИскоренение языческих игрищ и суеверий в народеУстранение многогласия
Исправление книгдревнерусские варианты, которые не подвергались изменениям после падения Византии (протопоп Аввакум)греческие оригиналы, которые содержат наиболее точное толкование христианских догматов (архимандрит Никон)Никон исправляет богослужебные книги
Итог:победила точка зрения Никона, который был избран патриархом всея Руси в 1652 году.Его поддержали патриарх Иерусалимский Паисий и царь Алексей Михайлович
2. Ход событий1652 год – исправление обрядов и книг по греческому образцу: креститься тремя перстами, Иисус, поясные поклоны, а не земные, троекратная аллилуйя, совершение крестного хода против солнца и т.д.ревнители древнего благочестия во главе с Аввакумом отвергли реформы
2. Ход событий1654, 1656 гг. – церковные соборы, на которых Аввакум и его сторонники были обвинены в расколе и сосланы в СибирьИтог: раскол породил две церкви – официальную, под контролем государства, и старообрядческуюСобор 1666-1667 гг. проклял старообрядцев, в ответ раскольники объявили государство и церковь слугами Антихриста
3. Основные черты старообрядчества:ДвоеперстиеОтказ подчиняться государству и выполнять повинности в пользу официальной церквиФанатическая преданность старинеНеприятие нового
3. Основные черты старообрядчестваСохранение древних текстов и икон (созданы до раскола) Отказ от общения с никонианами и представителями властиОсобая личная гигиена
3. Основные черты старообрядчества:В. Суриков. Боярыня МорозоваБегство на окраины, в глухие места, за границуУстройство скитов
3. Основные черты старообрядчества:Враждебное отношение к иноземному и светскомуУверенность в воцарении АнтихристаИдеи о конце света и огненном крещении – самосожжении – «гари» - Соловецкое восстание (1667 – 1676), массовые «запощевания» (голодная смерть)Протопоп Аввакум
3. Основные черты старообрядчестваУчастники:Священники, не принявшие нововведенияПосадские люди (ликвидация белых слобод)Купечество Крестьяне Отдельные представители высшего сословияБоярыня Морозова у Аввакума в Пустозерске
3. Основные черты старообрядчестваВыступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.
4. Судьбы Никона и Аввакума1664 г. – разрыв между Алексеем Михайловичем и Никоном, который заявил о том, что священство выше царства1666 г. – Никон лишен патриаршего сана Суд над Никоном
4. Судьбы Никона и АввакумаНикон сослан в Ферапонтов монастырь, помещен в тюрьму17 августа 1681 г. умерЦарь Федор Алексеевич проводил гроб до могилыС 1682 г. поминается как патриарх
4. Судьбы Никона и АввакумаАввакум:1664 – возвращен из ссылки в Москву 1666 г. – церковным собором расстрижен и проклят14 лет просидел в земляной тюрьме в ПустозерскеБашня, в которой сидел Аввакум
4. Судьбы Никона и Аввакума1682 г. Аввакум по указу царя Федора Алексеевича заживо сожжен «за великие на царский дом хулы»
Итог:Гонения на старообрядцев продолжались до XX века и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 года.